26 сентября во Владивостоке ушел из жизни известный дальневосточный журналист Дмитрий Николаевич Брюзгин, основатель первой на Дальнем Востоке и в СССР частной коммерческой радиостанции.
Досье «Дальневосточного капитала»: Дмитрий Брюзгин родился 5 августа 1957 года во Владивостоке. В 1979-м, после окончания журфака ДВГУ, пришёл работать на радиостанцию «Тихий океан», Приморское радио. После создал и возглавил «Радио Владивосток» (ЗАО «Радио Владивосток») — первую на Дальнем Востоке частную коммерческую радиостанцию. Проработал в эфире с 19 июля 1991-го по 31 октября 2004 года. Это была первая в СССР радиостанция, учрежденная единственным собственником — индивидуальным частным предпринимателем.
Слово журналистам, тем, кто многие годы работал вместе с Дмитрием Брюзгиным на радиостанции «Радио Владивосток», дружил, жил одной жизнью и дышал одним воздухом.
Валентина Воронова:
«Уважаемые земляки! С глубокой печалью извещаю вас о том, два часа назад (19.50, 26 сентября) в отделении реанимации Приморская краевая клиническая больница № 1 ушел из жизни известный дальневосточный журналист Дмитрий Николаевич Брюзгин.
Радиослушатели помнят его еще по программам для моряков и рыбаков Дальнего Востока «Тихий океан». Но настоящий успех пришел к Дмитрию с началом перестройки, когда он создал первую в СССР частную радиостанцию, учрежденную единственным лицом, единственным собственником. Так летом 1991 года в эфир вышла радиостанция «Радио Владивосток». Но тут и подоспел ГКЧП… на три дня радиостанция вынуждена была приостановить вещание.
…И редакция, и собственники сделали выводы из опыта тех дней. Когда стало понятно всем и каждому: открытость общества, гласность, доступность информации и плюрализм мнений — самые важные инструменты в деле построения демократического общества, свободного от насилия, политического шантажа и беззакония.
Я вспоминаю годы работы на радиостанции «Радио Владивосток» как светлый и успешный период своей жизни, когда журналисты могли влиять на общественное мнение, а общество имело трибуну для своего мнения.
Тут достаточно вспомнить усилия коллектива по поддержке законно избранного мэра Владивостока Виктора Черепкова, кто был подвергнут преследованиям в первую очередь за свою правозащитную деятельность.
У микрофона радиостанции бывали люди самых разных воззрений и политических убеждений. Достаточно напомнить имена тех, кого мне лично доводилось интервьюировать. Это Немцов и Хакамада, Зюганов и бывший прокурор России Скуратов, депутаты Государственной Думы и депутаты всех уровней Приморья. Это если в двух словах.
«Доброе утро всем, чьи радиоприемники настроены на волну 1098… На часах девять утра… У микрофона Валентина Воронова, в эфире программа «Власть тьмы или тьма власти…» С этими словами я выходила многие годы в эфир, а за стеной в это время оставался Дима и его жена Татьяна — не только владельцы станции, но и пристрастные коллеги, и взыскательные слушатели. Нам тогда казалось, что наши прямые, открытые многочасовые эфиры — они навсегда. И что участники наших программ и тысячи наших радиослушателей всегда будут иметь право голоса… Кто мог подумать, что наступят дни иные, когда не знаешь чего ждать, например, от предстоящего 28 сентября…
Дима, в отечественной журналистике ты сделал, что мог. И пусть, кто сможет, сделает лучше.
Прощай. Наше время закончилось».
Андрей Островский:
«26 сентября скончался Дмитрий Николаевич Брюзгин.
Умер Дима Брюзгин. Или Митя. Надо, наверное, написать Дмитрий Николаевич, но рука не поднимается. Потому что мы были знакомы более 40 лет.
Он вырос в хулиганском районе, выше Луговой, где были дальзаводские слободки, ныне застроенные 9-этажными «крейсерами». Оттуда и на всю жизнь усвоил понятия чести, достоинства и умения постоять за себя. И невесть откуда взявшуюся любовь к литературе, которую знал и тонко чувствовал лучше многих.
В 1979-м, после окончания журфака ДВГУ, пришёл работать на радиостанцию «Тихий океан». Ходил в море, вёл прямые эфиры. Знал, что у него порок сердца, но от командировок не отказывался, скорее, — рвался.
Когда вышел указ, разрешающий создание независимых СМИ, Дима на Дальнем Востоке оказался первым, кто создал и запустил в эфир независимую радиостанцию «Радио Владивосток». 17 августа 1991-го, с путчем, ее немедленно и, казалось, навсегда закрыли. И мы пошли клеить листовки. А потом оказалось, что правота именно за такими, как Брюзгин.
Он ещё долго взбадривал становящийся все более замшелым эфир, не боясь ни физических угроз, ни угрозы отключения от эфира.
Потом такие, как он, стали не нужны. В последние годы он отошёл от дел. Болел. Теперь умер. Остались жена и дочь. Остались друзья — предприниматели, художники, журналисты, в основном из старшего поколения.
Осталась память».
Тамара Ясенкова:
«Дима — молодой Чехов. Первая ассоциация, когда я его увидела в «Тихом океане». Аккуратная бородка, интеллигентность во всём. Идеи на летучках. Выдвижение Саши Копейки в народные депутаты. Это первое, что приходит на память при имени Дима Брюзгин. Они, молодые выпускники ДВГУ (Островский, Колесов, Брюзгин) держались вместе, дружили, хотя были очень разными.
Дима затем создал свою радиостанцию – «Радио Владивосток». Он, как мне кажется, среди всех своих творческих коллег был самым предприимчивым. Впрочем, лучше его знали другие. Нас разделяла разница в возрасте, да, наверное, много еще чего другого. Объединяла — любовь к радио и «Тихому океану».
И — дикость: он, всегда молодой для меня парень с «чеховской» бородкой, ушёл. И я пишу о нем уже в прошедшем времени. Жизнь, наверное, несправедлива даже к таким: талантливым и успешным. Помнится, у Димы было больное сердце. Не в этом ли причина?»
Татьяна Золочевская:
«10 лет работала на радио «Владивосток», и это были лучшие годы. Дима сумел сделать по-настоящему классное радио — содержательное, интересное, с прекрасной музыкой. А какой у нас был замечательный коллектив! И это все благодаря Диме.
Он всегда искренне радовался хорошим эфирам, не скупился на похвалы, если ему нравились программы. У Димы было комфортно и здорово работать. Он всегда был «за нас».
В голове не укладывается, что его больше нет… Скорблю вместе со всеми, кто знал Диму».
Татьяна Батова:
«Мне повезло быть в команде «Радио Владивосток» на самом ее первом этапе. И за режиссёрским пультом, и у микрофона.
Дима был нашим вдохновителем, соавтором эфирных идей. Он был первопроходцем! Сумел создать команду, и дольше многих оставался в радио-эфирном первенстве.
Спасибо ему за те славные времена! И добрая память от тех, кто был с ним рядом в той связке!»
Ян Ледер:
«Страшную новость я услышал сегодня в Лондоне, в который уехал бог знает когда во многом благодаря Диме и его немыслимой, казалось бы, затее. Создать своё СМИ — в то время это занимало многих, и кто-то даже пытался, но радиостанцию — не государственную, не ведомственную, не игрушку для подружки олигарха, а информационную, разговорную, аналитическую, ЧАСТНУЮ радиостанцию — это только он. Сегодня это представляется абсолютно неподъёмным, да и тогда было неподъёмным, но он — сумел.
В ненавидимые теперь девяностые «Радио Владивосток» 1098 было тем, чего так не хватало до него. Сижу и думаю: как же сформулировать? И не хватает фантазии, мысли путаются от этой неправдоподобной, сюрреалистической какой-то новости. В голову приходит штамп про глоток свежего воздуха, но ведь штампом он стал именно потому, что адекватно описывает реальность. Ту реальность, которой больше нет.
Глоток оказался коротким. Слишком коротким и, боюсь, невозвратным.
Я давно не виделся с Димой и его Таней и не смогу добавить сущности к тому, что говорят друзья и коллеги, которые работали и общались с ним все эти годы.
«Радио Владивосток» мы делали в неприметной пятиэтажке на Сибирцева, порой на коленке, на энтузиазме, на коже зубов. Её делали те, кто жаждал воздуха и кто поэтому тянулся к человеку, дарившему воздух каждому из нас, — к Дмитрию Брюзгину.
Я не прощаюсь с тобой, Дима, таким ты во мне и останешься. Светлая память».
Сергей Каплунов:
«Мне тоже, короткое время, довелось поработать на «Радио Владивосток». Хотя с Димой мы познакомились и подружились много раньше.
И с Татьяной они встретились в нашей квартире. Последний раз виделись 15 лет назад.
Забирали из роддома мою первую внучку. Начинаешь вспоминать и становиться очень горько. Просто оторвался кусок твоей собственной жизни.
Дмитрий Климов:
«Радио Владивосток» — это было народное радио — до конца 90-х годов его слушали все. По вечерам проходили различные конкурсы, слушателям задавали вопросы, а они с удовольствием отвечали по телефону — кто первый позвонит и ответит, тот и победил. Телефон просто не умолкал — звонили десятки и сотни людей. За все время, что я проработал на «Радио Владивосток», через него прошло очень много людей: и ведущие, и музыкальные продюсеры, и партнеры.
Тогда, в 90-е, у Дмитрия была очень большая музыкальная коллекция, более того у него тогда были связи со звукозаписывающими компаниями, они поставляли ему новинки, отчего музыка на радио была очень хорошая, свежая и интересная.
Отмечу, что и в политическом плане «Радио Владивосток» было тогда единственной радиостанцией, которая предоставляла место, голос и возможность что-то сказать всем политическим силам. Туда приходили и вели там эфиры и Валентина Воронова, и Ольга Журман, и Сергей Дудник, и Светлана Орлова. Кроме того, включив радио, можно было послушать, что творится в мире. Там практически не было никогда программ в записи, все шли в прямом эфире. Это, конечно, было сложно, но все понимали, что нужно вести себя дисциплинировано и следить за этим — эфир никогда не проваливался».
Лев Сысоров:
«Судовое время 17 часов. Радиостанция «Тихий океан» начинает свою работу. Лучшие уходят».
Елена Паркер:
«Дима, Дима… Любитель изящной словесности, футбола и быстрой езды. Романтик. Философ. Интеллигент. Как же будет не хватать твоего тонкого, слегка ироничного взгляда на жизнь! Так надеялась, что еще увидимся и поговорим. Не увидимся. Не поговорим. Царствие Небесное!»
Александр Ткачев (статья из книги «Энциклопедия рекордов. Приморский край. Все самое, самое, самое…»):
«Первая в Приморье частная радиостанция «Радио Владивосток» вышла в эфир 19 июля1991 г. на частоте 1098 кГц. Она же стала и первой в СССР радиостанцией, учрежденной единственным собственником. Им был приморский радиожурналист Д. Брюзгин. Концепция: информационно-музыкальное вещание. В эфире работали журналисты В. Ощенко, А. Островский, А. Карташов.
19 августа 1991 г. по распоряжению ГКЧП вещание «РВ» было остановлено. Три последующих дня его журналисты передавали сообщения из Приморья через «Голос Америки», «Радио Свобода» и «Эхо Москвы».
Одной из первых заметных программ Д. Брюзгина стал радиомост Владивосток – Франкфурт-на-Майне – Нью-Йорк – Атланта. Впервые в истории Приморья слушатели радиостанции в течение двух часов общались в прямом эфире одновременно с американскими политологами, приморскими юристами и представителями городской власти.
Благодаря прямым эфирам Валентины Вороновой, Ольги Журман, Яна Ледера, «РВ» стало активным участником политической, экономической и культурной жизни края. Его гостями бывали известные политики А. Лебедь, С. Степашин, Г. Зюганов, Б. Немцов, С. Кириенко, А. Митрофанов, И. Хакамада… Известные актеры и музыканты М. Боярский, Б. Гребенщиков, Е. Камбурова, В. Меладзе, группы «Воскресенье», «Парк Горького», «Чиж и Ко», немецкий рок-исполнитель Удо Дершнайдер… Всех не перечесть.
Спустя годы многие жители Приморья помнят программы «РВ» – «Шоу приятного аппетита», «Кофе-тайм», «Власть тьмы или тьма власти», «Поговорим», «Дави на газ!», «Растаманские сказки», «Итоги дня», новостные выпуски «Радио Свобода» и многие другие. До сих пор не побит и один из эфирных рекордов «РВ», установленный во время одного из ток-шоу – нового тогда жанра, имевшего потрясающий успех у радиослушателей. За 10 минут в прямой эфир позвонили 221 человек.
«Радио Владивосток» можно смело назвать и первым семейным средством массовой информации в крае. Жена Дмитрия Брюзгина Татьяна Епифанова долгие годы занимала должность программного директора, а дочь Мария стала одной из популярных ведущих.
В конце 2003 г. «РВ» сменило владельца. По информации из частных источников, станция была куплена людьми из окружения мэра Владивостока Ю. Копылова. Через год по неизвестной причине проект «Радио Владивосток» был закрыт.
Сам Дмитрий Брюзгин больше не занимался радиожурналистикой и занялся другим бизнесом. Зато многие из его бывших сотрудников сделали в журналистике неплохую карьеру. В частности Владимир Ощенко стал заместителем директора филиала ВГТРК «ГТРК «Владивосток», а Ян Ледер — управляющим редактором «Русской службы Би-би-си».
«Дальневосточный капитал» приносит искренние соболезнования родным и близким Дмитрия Брюзгина. О времени прощания будет сообщено дополнительно.
Деловой журнал ДФО «Дальневосточный капитал»