Владивостокский морской торговый порт – крупнейший универсальный порт Дальнего Востока и лидер в стране по контейнерообороту.
Генеральный директор Владивостокского морского торгового порта Роман КУХАРУК рассказал корреспонденту «Дальневосточного Капитала» об узких местах в порту, перевалке угля, выносе за пределы города и отношении к ВКАД, а также о новых достижениях, цифровизации и амбициозной программе развития.
— Роман Виленович, вы чуть более полугода у руля ВМТП. Если посмотреть на статистику работы порта, то – интересное время: притом что мировая экономика еще продолжает тормозить из-за пандемии, контейнерные перевозки экспортно-импортных грузов растут у вас даже быстрее, чем в целом по рынку. Какое ваше объяснение этому факту?
— Все достижения ВМТП появляются благодаря эффективному взаимодействию портовиков, моряков и железнодорожников, а также выстроенным отношениям с экспедиторами и клиентами. Триада нашего успеха – это слаженный коллектив, развитие во всем и отличный сервис.
Порт гордится своими сотрудниками, мы всегда стремимся к большему и продолжаем ставить рекорды. Люди – наша главная ценность, и каждый портовик знает об этом.
Мы своевременно обновляем парк техники, закупая краны, тягачи и погрузчики (за последние шесть лет в порту появилось около 100 новых единиц); развиваемся в сфере информационных технологий.
Наши отношения с клиентами – открытые и доверительные. Как только я стал генеральным директором ВМТП, мы возобновили ежеквартальное проведение клиентских встреч. Первая состоялась в декабре, вторая – в апреле. Мы знакомимся лично, общаемся, получаем обратную связь, чтобы снова и снова улучшать свой сервис.
— Расскажите про ваши «личные» отношения с портом. Это сейчас вы генеральный директор, а по каким ступеням поднимались к этой должности?
— Мой отец работал в ДВМП более 40 лет, поэтому тяга к морю у меня в крови. Я пошел в Морскую Академию (так раньше назывался МГУ им. Невельского), с 23 лет работал в порту. Сначала в экспедиторской организации, поэтому я понимаю, как выстраиваются отношения с клиентами. Затем стоял у истоков компании «Новотранс» – первого в России вагонного оператора. Мы тогда начинали с 400 вагонов, а когда уходил из компании, их стало уже около 20 тысяч. За это время хорошо понял взаимодействие с ЖД, как проводятся маневровые работы. После этого в «Восточной Стивидорной Компании» был заместителем генерального директора, курировал работу с железной дорогой, начинал направление контейнерных поездов. В 2012 году стал заместителем генерального директора ВМТП по эксплуатации. К 2016 году нам удалось увеличить отправку с 1-2 поездов в неделю до 22. Так что в порту я не новичок, все проблемы и узкие места мне хорошо знакомы.
— Какие узкие места у ВМТП? Сколько сложностей ведут за собой рекордные показатели среди российских портов по обслуживанию контейнерных грузов?
— Я вернулся в ВМТП в очень динамичное время, когда наблюдался активный растущий поток грузов. Во втором полугодии 2020 года, по отношению к первому, рост импорта составил 28%. А за январь-март 2021 года импорт вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Узких мест в порту как минимум два. Во-первых, – где на территории хранить контейнеры. Ориентировочная вместимость нашего склада составляет 20-21 тысячу контейнеров, но с декабря прошлого года вышли на 24 тысячи. Идем с опережением. Чтобы решить вопрос, мы провели ревизию порта, выявили неэффективно используемые помещения и задумали амбициозную программу модернизации производственных площадей, которая будет реализована в ближайшие полтора-два года и позволит увеличить общую вместимость склада на 20%.
Во-вторых, – вывоз этих контейнеров. Мы привлекаем сторонние терминалы (сухие порты) для отправления дополнительного объема контейнерных грузов по железной дороге; совместно с партнерами из РЖД прорабатываем вопрос об увеличении пропускной способности железнодорожной инфраструктуры как на станции, так и в порту. А также принимаем локальные меры: за счет введения Единого диспетчерского центра изменили структуру взаимодействия со смежниками, оптимизировали маневровую работу в сторону увеличения ее интенсивности по подаче и уборке вагонов, привлекаем дополнительный подвижной состав для обеспечения погрузки и отправления импорта по железной дороге, принимаем необходимые меры по оптимизации сроков нахождения автотранспорта в порту.
Основной процент контейнерных грузов отправляется по железной дороге, но есть и 10-15%, который вывозится автомобильным транспортом. В этом вопросе нас заинтересовал недавно появившийся проект ВКАД – дорога вдоль Амурского залива и соединение трассы с транспортной сетью острова Русского через разводной мост на остров Елена с мыса Эгершельд. И для порта, и для всего города окажется хорошей историей, если груженые автомобили станут выезжать за пределы города, минуя центральные магистрали. Насколько я понимаю, проектирование мостов будет проходить с учетом весовых нагрузок. Это идеальный вариант.
— Одним из грузов, которые переваливает порт, является уголь. Какие меры предпринимаете, чтобы его перевалка оставалась безопасной?
— ВМТП является крупнейшим универсальным портом на Дальнем Востоке. Наше главное направление – это контейнеры, на их долю приходится 55% (и мы ведем стратегию активной контейнеризации). Генеральных грузов – 40%, из них только 20% – это уголь, остальное – металлические чушки, слябы, зерно, руда. Еще 5% – это нефтепродукты и автотехника.
Перевалка угля в ВМТП производится защищенным способом, с соблюдением всех экологических требований: мы используем защитные экраны высотой 10,8 метра, 10 водяных пушек пылеподавления летом и снегогенераторы зимой, постоянно производим уборку на территории.
Но мы все равно продолжаем работу над улучшением защиты. Недавно на встрече с жителями Эгершельда презентовали новую спринклерную систему, которая с помощью водной дисперсии создаст дополнительный защитный барьер. Мы расположим ее по периметру угольного склада и тем самым получим дополнительные 5-10 метров защиты.
Кроме того, мы реализуем целый комплекс мероприятий по шумоподавлению. Это не только шумоподавляющие барьеры, но и обклейка техники шумовиброизоляцией, укладка нового асфальтобетонного покрытия, акустические изыскания для установки источников шума и поиска вариантов его минимизации.
— Идея выноса порта за пределы города не актуальна?
— У нас работает больше 2000 человек, включая дочерние предприятия. Если посчитать количество портовиков, подрядные организации, которые у нас работают, экспедиторов, таможенников, железнодорожников, моряков, то получается, что в деятельность порта вовлечены десятки тысяч людей. Соответственно, было бы неправильно, если город лишится этих рабочих мест, переместив ВМТП за пределы Владивостока.
— Сегодня время ИТ. «Цифра» меняет мир, что в этом плане меняется в ВМТП? Какие умные технологии уже позволяют справляться с резко возросшим объемом работы?
— Цифровизация является важным направлением развития порта. Наши специалисты много лет активно разрабатывают информационную систему порта. К 2020 году внедрена обновленная ИСКТ (на контейнерном терминале), в 2021 году мы планируем ее запуск и на универсальном. Благодаря ИСКТ наши тальманы, стивидоры, докеры отказались от бумаги и ведут всю работу в электронных планшетах и на компьютерах. Конечно, это позитивно сказывается на результатах труда.
Большое внимание мы уделяем цифровизации сервиса. Нам важно, чтобы клиенту было удобно работать с ВМТП. На сегодняшний день решить большинство вопросов можно удаленно всего в несколько кликов – через Личный кабинет в 1С нашей ИСКТ.
Приезжать в порт не нужно. Приведу несколько примеров: получить разрешение от таможенного органа на грузовые операции можно в течение четырех часов, просто подав заявку. Оформлять бумажные пропуска не требуется – в той же системе клиент получает пин-код, который нужно назвать на КПП, даже из машины выходить не понадобится.
Статистика подтверждает, что цифровизация положительно влияет на результаты: три года назад в ВМТП обрабатывали 500 заявок в сутки, теперь среднее число выросло более чем в два раза.
В апреле на клиентской встрече ВМТП наши разработчики презентовали веб-приложение для клиентов «Порт в кармане». Оно будет с более удобным интерфейсом, чем 1С, и в нем будут все необходимые сервисы: заключить договор и подписать документы ЭЦП онлайн, «Закрыть склад», создать «Автовизит» и многое другое. √
Фото: ПАО «ВМТП»
Юрий РОГОВ.
Деловой журнал ДФО «Дальневосточный капитал», июнь, 2021 г.