15 декабря во Владивостоке в Центре современного искусства «Артэтаж» собрались коллеги и друзья, жители и гости дальневосточной столицы на вечер «Геннадий Шаликов: как это было». Встреча была приурочена ко дню рождения известного дальневосточного кинодокументалиста, фотографа, режиссера, снявшего более 40 документальных фильмов о природе Приморья, Даурии, Камчатки, бассейна реки Амур. 12 декабря Геннадию Шаликову исполнилось бы 67 лет.
Место было выбрано неслучайно. В «Артэтаже» заканчивает свою работу выставка «Сохраненное время», посвящённая 55-летию создания при Приморском комитете по телевидению и радиовещанию студии «Дальтелефильм». Экспозиция из фондов Музея Арсеньева и ГТРК «Владивосток» — это воспоминание о прекрасно оснащенной «фабрике фильмов», дань уважения талантливым людям, которые стояли у ее истоков. Здесь личные архивы и воспоминания, редкие фотографии, изобретения умельцев, съемочная техника прошлых лет и, конечно, фильмы. Старые фильмы о главном, которые сохранили для нас ушедшее время.
Фотографии и фильмы Геннадия Шаликова и были представлены вниманию всех собравшихся. Ведь лучший способ вспомнить Мастера — посмотреть его работы. Спасибо «Артэтажу» и его директору Александру Городнему, что приютил и помог, и все получилось.
И прекрасная, вечно спешащая и меняющая свой характер «Река» и уникальный проект по утилизации подводных лодок — всё было интересно и всё о нем тоже, об авторе — Геннадии Шаликове. Творчество его было многогранным, и столько в нем было души, что и люди, и звери, и вся природа отвечали на искренность тем же.
«Как это было» — фильм о создании Дальневосточного морского заповедника. На экране — его первый директор, доцент, кандидат биологических наук, Юрий Чугунов, тему продолжает художник-авангардист, красавец и талантище Виктор Фёдоров. Смотришь, как шевелит «брежневскими» бровями отец–основатель первого в России Морского заповедника, слушаешь его живой остроумный рассказ о преодолении запретов командования ТОФ, и кажется, что события почти полувековой давности произошли только вчера. А ведь сколько воды с тех пор утекло, и детище Алексея Викторовича Жирмунского, директора Института биологии моря, доктора биологический наук, и Юрия Дмитриевича Чугунова — Морской заповедник — получило мировое признание и стало гордостью России, и дело по сохранению природы продолжает жить, несмотря ни на что. Автор киноистории — Геннадий Шаликов. И сколько же таких маленьких шедевров создано им, не счесть. И сколько еще мог создать…
Торопится куда-то Александр Лобычев, задумчиво курит трубку Василий Солкин, смеется и машет из скрадка Геннадий Шаликов. Талантливые, живые, лучшие… И мы, по ту сторону экрана смеёмся вместе с ними, такими близкими и такими далёкими, что сердце сжимается от невозможности окликнуть и вернуть. Уникальными кадрами, тактичным монтажом, любящим сердцем Марина Склярова, жена и коллега, смогла сделать так, что люди по обе стороны экрана были вместе.
В этот вечер в маленьком кинозале «Артэтажа» не было равнодушных. Им не помешали прийти ни расстояния, ни дела, ни погода. Геннадий Шаликов, Гена… Он срывался в свои экспедиции и пропадал на полгода. Потом появлялся и невозмутимо рассказывал удивительные истории про то, как сидел в монгольской тюрьме, принятый за шпиона, или как сидя по пояс в болотной жиже внутри палатки без дна, переползал с камерой на метр в день, снимая японских журавлей в Хинганском заповеднике, чтобы увидеть таинство появления на свет белого журавленка… Да про него самого можно было байопик снимать! С уникальными кадрами и лихо закрученным сюжетом.
Например, для «Документальной фантазии на заданную тему» Шаликов на всю зиму стал обмороженным бомжом на свалке под Славянкой. Думаю, у всех его друзей осталось чувство, что он в экспедиции и непременно вернется, или уже вернулся и просто занят монтажом… Наш друг навсегда.
«Я скажу об уникальном качестве Геннадия — это врождённая способность дружить, быть настоящим другом. Такой человек встречается один раз в жизни», — Сергей Соколов, охотовед.
Среди учёных и экологов, разрабатывающих планы спасения дальневосточного леопарда была и команда Владивостокского центра защиты дикой природы «Зов тайги», в которую входил и оператор Геннадий Шаликов. А территория, на которой леопард находился под охраной, составляла всего 18 000 га. Чтобы получить первые кинокадры самой редкой кошки на планете, Шаликов просидел в неотапливаемом брезентовом скрадке восемнадцать суток при минус двадцати пяти градусах по Цельсию. С тех пор студией «Зов тайги» создан добрый десяток фильмов о леопарде, а охраняемая площадь его обитания увеличилась до 262 000 га!
«Уникальная работа автора, чувства, образы и идеи, вложенные в творчество, — все это помогло спасти уязвимую природу и дальневосточного леопарда, рассказать и привлечь к ним внимание. Леопард — бог, вершина пищевой цепи, индикатор состояния экосистемы. Жив леопард — жива и природа, и люди как часть этого мира. Выходит, что Геннадий Шаликов помог спасти мир. И мир благодарен», — Иван Раков, начальник отдела по связям с общественностью национального парка «Земля леопарда».
«Мир благодарен». Геннадия Шаликова не стало в 2018 году. Равных ему в искусстве документального анималистического кино нет и сегодня. Осталось почти сорок документальных фильмов, не считая киносюжетов. Горалы, медведи, лисы, манулы, дзерены, тигры, леопарды, всех не перечесть, а еще рыбы, птицы и умопомрачительные по красоте пейзажи и полеты над заповедными уголками…
Кадры Шаликова — обязательная составляющая всех фильмов о дикой природе Дальнего Востока, включая нашумевший мировой бестселлер Wild Russia. Со стен зала смотрят портреты — волк, медведь, манул, другие звери — красивые, свободные, во взгляде — характер. Сделать такие фото без любви, таланта и восхищения невозможно. Они не имеют срока давности, это классика жанра.
«В каждом его кадре чувствуется, как он любит природу, болеет за неё. До слёз», — Елена Чубарь, научный сотрудник Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН.
Он был прекрасным фотографом, экологом и просто очень смелым, добрым, честным и неравнодушным человеком. Сегодня память о Геннадии Шаликове сохраняется и благодаря Дальневосточному конкурсу природоохранной журналистики «Живая тайга», который организует с 2007 года Межрегиональный экологический пресс-клуб «Последняя среда».
«Когда Гены не стало, мы, друзья, думали о том, что можем сделать для сохранения его творческого наследия и памяти. Так по инициативе эколога и кинодокументалиста Василия Солкина в конкурсе «Живая тайга» появилась особенная награда — приз «Женьшень» имени Геннадия Шаликова «За лучшую операторскую работу». В 2019 году его получил оператор из Благовещенска Игорь Ищенко за съёмки фильма о дальневосточном аисте, в 2022 году — телеоператор из ГТРК «Амур» Сергей Селезнев за репортажи из Хинганского заповедника и экспедиции на хребет Тукурингра. А в 2023 году приза имени Шаликова был удостоен оператор Общественного телевидения Приморья Анатолий Гаврилов за репортаж о мусорщиках Владивостока. В 2024 году Дальневосточный конкурс природоохранной журналистики «Живая тайга» состоится в 18-й раз. Надеюсь, что в нем найдутся операторские работы, которые будут достойны высокой планки мастерства, заданной Геннадием Николаевичем Шаликовым. А мы с удовольствием покажем фильм Мастера о том, как создавался Дальневосточный морской заповедник на Школе экологической журналистики «Живая тайга», — рассказала президент Межрегионального экологического пресс-клуба «Последняя среда», почётный работник охраны природы РФ, Елена Старостина.
Встреча в «Артэтаже» состоялась благодаря Марине Скляровой. Все, кто был в зале знают: часть ее сердца там, в заповеднике «Кедровая падь», у воды, где был развеян прах Геннадия Шаликова.
Р.S. Подпись на маленьком фото: «С дрожью в груди и стеснением в сердце…» На экране телефона юный Генка. Это его однокурсник, друг и коллега Николай Унагаев прислал после встречи. Улыбнулась с горечью: «Мы все скучаем по тебе, Друг».
Елена Сорокина, журналист, куратор выставки «Сохраненное время».
Фото: Марина Склярова, Александр Ратников.
Деловой журнал ДФО «Дальневосточный капитал»