Соединитесь с нами

Привет, что ты ищешь?

Рынки

Рыбная отрасль в сетях пандемии

ИТОГИ 2020 √ Рыбопромышленным предприятиям Дальнего Востока в нынешнем году пришлось справляться с вызовами пандемии. Предсказать, что будет происходить на рынках, очень сложно. При этом стабильности в отрасли не способствуют и периодически возникающие предложения по изменению принципов распределения квот.

Удары вируса

Пандемия COVID-19 в этом году стала одним из ключевых факторов, влияющих на работу рыбной промышленности. Уже в феврале зарубежные СМИ, специализирующиеся на тематике отрасли, писали об ударе, который коронавирус наносит рыбному рынку азиатских стран. Российские экспортеры также оказались в непростой ситуации.

Когда в России ввели режим нерабочих дней, рыбопромышленные предприятия вошли в число организаций, продолжающих свою деятельность, ведь остаться без продовольствия страна не могла. Береговым производствам и флоту пришлось перестраиваться под новые карантинные требования, в том числе для экипажей, прибывших из иностранных портов. При этом в Охотском море как раз шел масштабный промысел минтая.

Однако в итоге рыбакам удалось перенастроить схемы работы, и сезон «А» (зимне-весенний) минтаевой путины в Охотском море оказался рекордным: за 100 дней промысла было добыто более 900 тыс. тонн.

Ограничения, введенные из-за COVID-19, привели к дополнительным расходам при подготовке предприятий к лососевой путине. Во всех регионах, обеспечивающих основу вылова красной рыбы на Дальнем Востоке: на Камчатке, в Сахалинской области, Хабаровском крае — были предусмотрены требования об обсервации рабочих, прибывающих с других территорий. Массовых вспышек заболевания удалось избежать.

В экстремальных условиях отрасль сработала без сбоев, подчеркнул замминистра сельского хозяйства — руководитель Росрыболовства Илья ШЕСТАКОВ на коллегии агентства в сентябре. К началу декабря вылов российских рыбаков превысил 4,6 млн тонн — это больше, чем на ту же дату прошлого года. При этом в Дальневосточном бассейне добыто более 3,3 млн тонн — на промысле также зафиксирована прибавка.

Пока сложно спрогнозировать ситуацию в иностранных портах в ближайшей перспективе, к тому моменту, когда в январе вновь стартует сезон «А» охотоморской путины. Таможенные органы Китая, через который идут поставки нашей рыбы, приостанавливают прием продукции с тех или иных мощностей при обнаружении следов вируса на упаковке. Приходится отходить от стандартных регламентов получения необходимых для экспорта сертификатов.

В целом предприятия уже готовятся к тому, что коронавирус продолжит влиять на ситуацию и в следующем году. В Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года, которую правительство утвердило в нынешнем году, пандемия названа в числе ключевых рисков для этих сфер экономики.

Непредсказуемый лосось

В уловах Дальнего Востока тихоокеанские лососи не на первой строчке, однако «красная» путина имеет для макрорегиона особое социально-экономическое значение. В этом году ожидаемые объемы на промысле взять не удалось: при первоначальном прогнозе более 380 тыс. тонн выловлено около 300 тыс. тонн. Прогнозных показателей рыбаки достигли лишь по кижучу, по другим видам лососей — недобор. Особенно непростая ситуация сложилась на восточном побережье Камчатки: здесь предприятия рассчитывали на вылов почти 82 тыс. тонн горбуши, а поймать удалось только около 18 тыс. тонн. Недолов несколько сгладила статистика на западном побережье полуострова.

Ситуацию с лососем ученые объясняют серьезными изменениями в экосистеме северной части Тихого океана.

В этих условиях нужно усилить научное обеспечение путины и искать новые подходы к прогнозированию, уверены специалисты. В феврале на Сахалине Росрыболовство собирается провести международную конференцию по лососям — на встречу уже приглашены ведущие эксперты в этой области, заявили в агентстве.

Также руководство отрасли пообещало сделать на изучении лососей особый акцент. Решено подготовить пятилетнюю программу исследований этого ресурса — чтобы специалисты четко выстроили план работ. Следующий год будет объявлен Годом лосося, заявил Илья Шестаков. Правда, в отраслевом сообществе переживают, не попадут ли под сокращение научные съемки по другим объектам промысла, ведь с госбюджетом ситуация непростая.

Наращивается добыча сардины-иваси. Российский флот освоил, по данным Росрыболовства, более 310 тыс. тонн этой рыбы, прибавка по сравнению с прошлым годом составила свыше 179 тыс. тонн. Результаты пелагической путины специалисты назвали лучшими за 20 лет. Продукцию из иваси дальневосточные компании активно продвигают на внутреннем рынке.

Нестабильность с квотами

Нестабильность в отрасли создает не только пандемия. В этом году опять звучали предложения по изменению на государственном уровне принципов предоставления права на вылов. Федеральная антимонопольная служба вновь заявила, что исторический принцип (когда доли квот добычи закрепляются между предприятиями, которые уже имеют опыт промысла) не дает рыбохозяйственному комплексу развиваться, тормозит инвестиции и делает этот бизнес слишком закрытым. Нужно переходить к электронным аукционам, хотя и после завершения действия нынешних договоров на квоты, — выдвинуло идею ведомство. При этом антимонопольщики не преминули сослаться на успех крабового аукциона 2019 года, когда по результатам торгов в госбюджет поступило более 142 млрд руб.

Инициативы по квотам звучали не только от ФАС. Минвостокразвития выступило с предложениями увеличить предоставляемую на инвестиционные цели долю разрешенного вылова крабов с 50 до 100% (а такие квоты распределяются через аукционы) и выделять под инвестиционные квоты больше других видов водных биоресурсов.

Всколыхнуло профессиональное сообщество и письмо Русской рыбопромышленной компании (РРПК) председателю правительства Михаилу МИШУСТИНУ. РРПК предложила обеспечить строящийся флот квотами на 100%, продолжить распределение квот через аукционы с инвестиционными обязательствами, выступила за то, чтобы осваивать квоты в российской экономзоне могли только суда не старше 30 лет, построенные в РФ. В ответ отраслевые объединения заявили, что исторический принцип — основа стабильности в отрасли, а распространение практики аукционов ничего хорошего не принесет.

Эксперимент с инвестициями

Продолжилась в этом году реализация программы инвестиционных квот, когда право на вылов предоставляется после ввода в эксплуатацию нового судна (оно должно быть построено на российской верфи) или берегового завода по производству рыбопродукции.

По данным на ноябрь, с инвесторами заключены договоры на постройку 56 единиц флота для Дальневосточного и Северного бассейнов. Четыре судна сданы заказчикам, в том числе три — Рыболовецкому колхозу им. В. И. Ленина. Камчатское предприятие, таким образом, в этом году завершило строительство на заводе «Янтарь» (Калининградская область) серии из трех 50-метровых траулеров-сейнеров.

Вводятся в строй новые береговые производства: компания «Алаид» запустила завод под инвестиционные квоты на острове Парамушир, на Северных Курилах. Согласно законодательству, чтобы получить объемы для освоения, инвестор должен предъявить предприятие комиссии из представителей госорганов.

Рыбопромышленники переживали, как будет организован процесс приемки
в пандемию, когда движение между регионами ограничено, но инспекция прошла благополучно.

Всего в Дальневосточном регионе завершено строительство 20 береговых заводов: это предприятия компаний «Камчаттралфлот», «Заря», «Укинский лиман», «Витязь-Авто», РК им. В. И. Ленина, «Октябрьский-1» на Камчатке, «Курильский рыбак» и «Алаид» в Сахалинской области, РК «Новый мир» и «Русский минтай» в Приморском крае.

В ноябре Росрыболовство объявило очередной этап заявительной кампании от желающих присоединиться к программе инвестиционных квот. На этот раз предложено построить среднетоннажное судно длиной не менее 50 м под квоты добычи трески в Западно-Беринговоморской, Чукотской зонах, палтуса и макруруса в Западно-Беринговоморской зоне. Прием заявок открыт до 3 февраля включительно.

В федеральном агентстве реализацию программы инвестиционных квот оценивают позитивно и заявляют о планах выделить дополнительный объем инвестиционных квот для обновления флота на Дальневосточном бассейне.

У бизнеса, правда, такая перспектива вызывает беспокойство, ведь объемы под инвестквоты отрезаются от квот действующих игроков. Очень важно, чтобы рыбопромышленники заранее знали о перспективах изменений по объемам для освоения, в том числе в рамках механизма квот на инвестиционные цели, заявил по этому поводу Координационный совет рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока.

В мае исполнился ровно год, как в федеральный закон о рыболовстве внесли поправки о крабовых аукционах: за победителями этих торгов также закреплено обязательство по строительству судов в России. По результатам аукциона 2019 года компании обязались построить 35 краболовов. Дальневосточный холдинг «Антей» уже принял «Русь» — первый специализированный краболов, построенный на отечественной верфи — в Ленинградской области.

Заказы на 15 судов выполняют верфи ДФО: «Восточная верфь», Хабаровский судостроительный завод и Находкинский судоремонтный завод. Для того чтобы поддержать тех, кто обеспечил работой судостроение Дальнего Востока, правительство предусмотрело механизм субсидий: такую поддержку получат победители крабовых аукционов, построившие суда в ДФО. Обсуждалась идея увеличить для заказов на Дальнем Востоке максимально возможные сроки строительства (сейчас инвесторы должны уложиться в пять лет), но пока нормативно такое решение не закреплено.

Маргарита КРЮЧКОВА,
главный редактор интернет-портала Fishnews.ru
Фото Расула МЕСЯГУТОВА

Другие новости

Деловой журнал Дальневосточного федерального округа «Дальневосточный капитал»

Е–mail: [email protected]

Перепечатка материалов из «ДВК» возможна только по согласованию с редакцией. Редакция не несет ответственности за достоверность информации информагентств. Соответствующие виды рекламируемых товаров и услуг подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Материалы с указанием адресов компаний размещены на правах рекламы.

Данный сайт содержит информационную продукцию категории 16+.