В 2026 году планируется начать добычу, а в 2028-м — выйти на полную мощность
С освоением Баимской рудной зоны на Чукотке связаны надежды на увеличение ее валового регионального продукта в 2,5–4 раза, а регионального бюджета — в два раза. Но прежние оптимистичные сроки реализации этого большого проекта уже сдвинулись на 2–4 года, и сегодняшняя непростая обстановка в мире и стране заставляет опасаться, что планы ключевого инвестора и собственника казахской компании KAZ Minerals, которая собирается вложить в строительство мощностей ГОКа и сопутствующей инфраструктуры в течение восьми лет $5,5 млрд, могут не вписаться в намеченный график.
Прошло полвека
Рудное месторождение Песчанка в Билибинском районе Чукотского АО было открыто в 1972 году. Оно довольно долго и подробно изучалось и доразведовывалось, и в итоге было определено, что по запасам меди в настоящее время оно входит в пятерку мировых месторождений-лидеров, на которых еще не начата добыча этого металла. Технико-экономическое обоснование, выполненное в 2017 году, оценивало запасы сульфидной руды месторождения при бортовом содержании условной меди в 0,4% в 1,24 млрд тонн. В дальнейшем было подсчитано, что в чистом виде запасы меди Песчанки составляют около 9,5 млн тонн, а золота — более 1,6 тыс. тонн, а запасы всей баимской рудной площади — около 23 млн тонн меди и 2 тыс. тонн золота. Впрочем, эксперты отмечают сложность геологии этого поля в оценке, и оно может скрывать еще значительные неучтенные запасы, или же, наоборот, какие-то надежные сегодня расчеты могут не оправдаться.
К освоению этого рудного поля ранее не приступали из соображений, что сначала надо отработать в стране более удобные и менее затратные месторождения. Кроме того, сдерживали требовавшиеся колоссальные затраты на строительство горнорудного комплекса и суровые природные условия. Но сегодня разработка месторождения стала довольно перспективной, поскольку уже во второй половине этого десятилетия в мире прогнозируются значительный рост дефицита меди и рост цен на нее.
По данным Минвостокразвития, ввод в строй на баимском рудном поле горно-обогатительного комбината должно увеличить объемы производства в России медного концентрата на 15–20%, золота — на 3,7%, серебра — на 5% и молибдена — на 77%.
Поскольку выплавка металла в регионе пока не представляется возможной, то продукция предприятия сможет увеличить грузооборот Севморпути до 2 млн тонн в год и напрямую экспортироваться в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Хотя вопрос о том, что под этот поток необходимо развивать свою цветную металлургию
и кабельно-проводниковое производство, уже ставится. В частности, предлагается такие заводы построить в Магаданской области или в Приморье, чтобы на экспорт шла продукция уже с повышенной добавочной стоимостью, да и округ смог бы освободиться от этой зависимости от других регионов страны.
Известно, что право на разработку баимской рудной площади было разыграно на аукционе в 2008 году. Оно было закреплено за консорциумом частных лиц, включая, в частности, бывшего губернатора региона Романа АБРАМОВИЧА через компанию Millhouse и Александра АБРАМОВА через фонд Invest AG с партнерами. Недропользование по месторождению было закреплено за компанией ООО «ГДК Баимская».
Однако консорциум не смог приступить к строительству ГОКа и, увидев интерес в продаже месторождения в преддверии резкого снижения цен на медь, в 2018 году продал его за $ 900 млн ранее определившемуся стратегическому инвестору — казахской компании KAZ Minerals, специализирующейся на добыче цветных металлов
в Казахстане и Киргизии. Именно ей сейчас принадлежит 100% уставного капитала ООО «ГДК Баимская», и она сейчас приступает к обустройству месторождения, планируя начать производство в 2026 году, а в 2028-м — выйти на проектную мощность.
С чего начинается стройка
Ранее предполагалось построить две очереди Баимского ГОКа производительностью по 30 млн тонн руды в год каждая, что в целом эквивалентно выпуску 290 тысяч тонн меди. Но переоценка запасов повысила перспективы, и KAZ Minerals было решено, что мощность двух очередей должна быть доведена до 70 млн тонн, а эквивалент в чистом металле будет доведен примерно до 340 тысяч тонн в год.
Сегодня говорится, что в перспективе ГОК создаст на Чукотке 3–5 тысяч рабочих мест. Однако реальная занятость может оказаться меньше, поскольку активно будут внедряться технологии, предусматривающие минимальное человеческое участие. Так, председатель совета директоров Kaz Minerals Олег НОВАЧУК, выступая два года назад на Восточном экономическом форуме, отмечал, что на проекте будут применяться 300-тонные беспилотные самосвалы, а управление процессами флотации на обогатительных мощностях будет осуществляться из цупа в Москве. Он же сообщил, что после модернизации мощностей компании в Казахстане добыча руды там выросла почти в два раза, а численность работающих сократилась с 55 000 человек до 5 000.
В августе прошлого года председатель Правительства РФ Михаил МИШУСТИН в ходе поездки на Чукотку ознакомился с презентацией крупного инвестиционного проекта и провел совещание о ходе его строительства. К тому времени, по данным Минвостокразвития, на территории ГОКа было начато строительство внутриплощадочной инфраструктуры, сделаны основные инженерные расчеты и завершено проектирование вспомогательных объектов — взлетно-посадочной полосы, склада взрывчатых веществ, лагеря строителей.
На совещании глава тогдашний Минвостокразвития Александр КОЗЛОВ отметил, что для успешной реализации проекта необходимо создание внешней инфраструктуры. Помимо большого числа объектов самого ГОКа с его карьерами, обогатительными фабриками, складами руды, хвостохранилищами и пр., для ввода и полноценной его работы необходимо построить портовые мощности и базу материально технического снабжения (МТС) в 20 км от г. Певек на мысе Наглейнгын. Там же требуется запустить новую энергомощность взамен выводимой из строя в 2025 г. или немногим позже Билибинской АЭС. Частично уже построены и предстоит построить еще сотни километров линий электропередачи. Должны появиться 430 километров технологической дороги, по которой продукция ГОКа будет вывозиться к порту.
Особое участие государства в баимском проекте на том совещании обозначилось в решении вопросов энергоснабжения и строительства дороги.
Сегодня у проекта имеются противники, полагающие, что госбюджету не следует помогать иностранному капиталу осваивать месторождения в России. Но Михаил Мишустин отметил, что помогать нужно, выбирая подход и определяя объем поддержки, с учетом того, «какой эффект дадут эти средства в ближайшей и долгосрочной перспективе для региона, для бизнеса, в целом для нашей страны». Кстати, собственники Kaz Minerals не раз отмечали, что проект не закрыт для участия в нем и других инвесторов. Ранее сообщалось, что строительство Баимского ГОКа включено в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и на его реализацию запланировано выделить около 360 млрд рублей.
Появляется ясность
На каком-то этапе отмечалось, что есть 11 вариантов энергоснабжения Баимского ГОКа. Затем их число сократилось до трех, а на августовском совещании речь шла уже о выборе между газовой плавучей электростанцией или же атомной плавучей. Тогда выбор выпал на газовую, и это решение уже было одобрено правительством. Однако в декабре полпред президента по ДФО Юрий ТРУТНЕВ на форуме «ДФО 2020» неожиданно высказал мнение: «Как угодно можно относиться к этому проекту, но только там, похоже, придется строить атомную станцию для того, чтобы он состоялся».
«Росатом» недавно заявил о предстоящем строительстве серии плавучих атомных электростанций малой мощности на Балтийском заводе. Для проекта на Чукотке было предложено использовать четыре модернизированных плавучих энергоблока (МПЭБ) с реакторной установкой «РИТМ-200» по 100 МВт. Два из них могут быть введены в начале 2027 года, и следующие два — в 4-м квартале 2028 г. До этого поддерживать энергоснабжение ГОКа будет способна ПАТЭС «Академик Ломоносов», которая уже работает в порту Певек, но для энергоснабжения ГОКа необходима мощность в 3–4 раза больше.
Тариф атомной энергии обещан около «газового», но атомный вариант электростанции в реализации будет в несколько раз дороже. Видимо, этот проект таким образом нашел поддержку государства. Впрочем, «Росатом», нацеленный на завоевание мирового рынка малых плавучих АЭС, предполагает, что серийность должна в будущем снизить их себестоимость. Кстати, недавно это ведомство и правительство Якутии заключили соглашение о сооружении подобной АЭС в пос. Усть-Куйга Усть-Янского улуса.
В середине января стало известно, что комплексные инженерные изыскания под строительство портовых мощностей в районе мыса Наглейнгын будет проводить петербургская «Инжиниринговая компания РГП», выигравшая контракт ценой в 463 миллиона рублей.
Изыскания должны быть проведены до конца следующего года, включая оценку воздействия проекта на окружающую среду.
Компания АО «ЛенморНИИпроект» сообщила, что проект этого морского терминала будет выставлен на общественные слушания в 2022 году. Затем вся документация должна пройти госэкспертизу. А строительство будущего порта должно закончиться в 2025 году.
В декабре компания «РусГидро» сообщила о том, что смонтированы первые опоры одноцепной линии ЛЭП 110 кВ Певек — Билибино длиной около 490 км, которая будет задействована в Баимском проекте.
К этому стоит добавить, что «комплексный план освоения Баимской рудной зоны включает еще два проекта компании Highland Gold (HGM) по золоторудным месторождениям Клен и Кекура. На первом уже в январе 2025 года должно заработать перерабатывающее предприятие, а на втором — будут построены две золотоизвлекающие фабрики и подземный рудник. √
Виктор КУДИНОВ, Деловой журнал ДФО «Дальневосточный капитал», март, 2021 г.