Идею саму по себе сложно назвать сколь-либо оригинальной
Вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин, по всей видимости, уже трижды пожалел о своих словах, сказанных на XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, где он сделал неожиданное заявление о том, что в стране сегодня слишком много регионов, и предложил сократить их число.
Идею саму по себе сложно назвать сколь-либо оригинальной: подобные мысли периодически высказываются на самом разном уровне, однако речь чиновника получилась излишне резкой, и сказана она была явно не вовремя. До 2024 года над такими революционными вещами, которые внесут в структуру власти ненужную нервозность, вообще лучше не задумываться.
Бедную «Еврейку» обидеть может каждый
Для начала вспомним о том, что сказал вице-премьер.
«У нас есть ряд регионов, которые не в состоянии ничего выполнять. Но это губернаторы, у каждого аппарат, он приходит ко мне на встречу, приходит к президенту, занимает наше время. Поэтому я считаю, что нужно укрупнять регионы… Я, например, ЕАО не хочу заниматься — с точки зрения трудозатрат, ее нужно соединить либо с Хабаровским краем, либо с каким-то другим», — заявил тогда чиновник.
Пока остальная региональная российская элита собиралась с мыслями, а заодно ждала реакции из Кремля, почти мгновенно и достаточно резко и критически слова федерального чиновника оценил губернатор ЕАО Ростислав ГОЛЬДШТЕЙН:
«Весьма неожиданно слышать от высокопоставленного чиновника федерального уровня о нежелании заниматься конкретным регионом, а именно Еврейской автономной областью. Такие вопросы решаются на уровне президента страны и премьер-министра. Легко работать с экономически развитыми территориями, ЕАО — сложный субъект, здесь нужно прикладывать усилия… А вопросы объединения или необъединения могут поставить только наши жители, и решать будут они, вне зависимости от личного мнения Марата Шакирзяновича Хуснуллина».
Уже известно, что концептуальная речь вице-премьера была услышана не только на уровне губернаторов, но и премьера Мишустина и даже выше — в администрации президента. Судя по тому, что Хуснуллин начал нервно сдавать назад, а его помощники даже попытались убедить СМИ и общество в целом, что их начальника не так поняли, и даже что все это не более чем фейк, стало ясно, что вице-премьер явно сыграл не на поле своей лиги.
В родное лоно…
Что касается идеи объединить ЕАО и Хабаровский край, то, напомним, у этих регионов был достаточно большой опыт сожительства в рамках объединенного региона.
Вначале небольшой исторический экскурс. Большевистская власть практически сразу после завершения Гражданской войны начала вынашивать планы советизировать евреев. Однако на разбросанные по всей территории бывшей Российской Империи еврейские общины было крайне сложно влиять. Поэтому их было решено локализовать в одном месте. В начале была идея собрать российских евреев в Крыму, однако потом появилась идея создать национальное образование на Дальнем Востоке, который необходимо было заселять и осваивать.
Еврейскими переселенцами во второй половине 1920-х годов был создан целый ряд небольших населенных пунктов. А 20 августа 1930 года ЦИК РСФСР принял постановление «Об образовании в составе Дальневосточного края Биро-Биджанского национального района». И уже постановлением ВЦИК от 7 мая 1934 года Биро-Биджанский национальный район получил статус автономной Еврейской национальной области, которая административно входила в состав Хабаровского края.
ЕАО — искусственное национально-территориальное образование. Так, по итогам переписи 2010 года доля титульной нации в ней составляла 1%, а сейчас и того меньше, так как и население автономии в целом, и доля населения еврейской национальности продолжает здесь сокращаться. А согласно итогам программы переселения, действующей на территории ДФО, в ЕАО с 2013 года приехал лишь 1 человек еврейской национальности.
В состав Хабаровского края ЕАО входила до 1990 года. В декабре III Съезд народных депутатов РСФСР внес поправку в Конституцию РСФСР, согласно которой в республике существенно менялось административное деление. Автономные области вошли в состав РФ напрямую, без промежуточных звеньев в виде краев и областей.
В октябре 1991 года была принята Декларация о государственно-правовом статусе ЕАО, и автономная область была официально выделена из состава Хабаровского края.
Головная боль независимости
Идею объединения проблемных регионов с более сильными в прошлые годы публично озвучивал и президент Владимир ПУТИН. Ряд таких укрупнений был реализован.
Слова и дела главы государства в этом направлении нашли поддержку у многих политиков федерального уровня. В частности, вот что заявила спикер Совета Федерации Валентина МАТВИЕНКО:
«Есть субъекты Федерации, которые точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы».
Однако практически сразу после получения ЕАО статуса самостоятельного субъекта Федерации и формирования здесь аппарата управления, местная элита стала скептически оценивать идею потери автономией своей самостоятельности. Слова губернатора ЕАО мы привели выше.
Но большинство экспертов все же сомневается, что даже самые активные телодвижения региональной власти в перспективе помогут оставить ЕАО в качестве самостоятельного субъекта Федерации.
Кстати, в ДФО уже имелся позитивный опыт объединения двух субъектов. Так, в июле 2007 года путем слияния Корякского автономного округа, который к тому моменту находился в труднейшей ситуации (региону пришлось помогать уже на уровне МЧС), и более сильной Камчатской области возник Камчатский край.
А в ноябре 2018 года в состав ДФО вошел Забайкальский край, который, в свою очередь, был образован в марте 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
Взять все и поделить!
В эти дни были озвучены разные мнения на эту тему. «Дальневосточный капитал» попросил прокомментировать ситуацию директора Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущего научного сотрудника Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрия АВДЕЕВА:
— На Дальнем Востоке есть над чем поработать в плане реформирования административно-территориального деления. Напомню, что Дальний Восток России по территории равен Австралии. Это огромное пространство, и им крайне сложно управлять. В том числе и из-за непродуманного деления.
Если идти с севера, то я бы начал с Чукотской автономной области. Напомню, что в СССР ЧАО входила в состав сначала Камчатской области, а потом и Магаданской области. Очевидно, что самостоятельность этого малонаселенного региона в новой России поддерживается искусственно. И, безусловно, Чукотку необходимо вернуть в состав укрупненной Колымы, что позволит стать объединенному региону сильным прежде всего экономически, да и приобрести больший административно-политический вес в России в целом.
Сегодня приняты программы по активному освоению Севера, так что появление такого укрупненного региона позволит эффективнее решать амбициозные задачи.
Теперь рассмотрим Хабаровский край. Его территория обширна, но крайне неравномерно заселена. Далеко на севере края есть три огромных района, в которых проживает около 10 тысяч человек. Я считаю, что, к примеру, два из них, Охотский и Аяно-Майский, было бы эффективнее развивать в составе Магаданской области, которая от этого усилится, а один район, Тугуро-Чумиканский, — Амурской области, которая при этом получила бы выход к морю. Представляете, какие возможности откроются у области, которая с одной стороны граничит через Амур с Китаем, а с другой — имеет выход к Охотскому морю?!
Оставшейся территории Хабаровского края с большим промышленным потенциалом будет более чем достаточно для ее развития. А когда будет построен транспортный переход на Сахалин, то стоит поднять вопрос об объединении уже Хабаровского края с островной областью.
Приморский край. Тут тоже есть варианты. Когда-то обсуждалась идея объединить его с Сахалином. Дескать, обе территории имеют крепкую рыбную промышленность, вот пускай будет такой мощный регион с морской специализацией. Правда, других точек соприкосновения двух регионов названо так и не было. И хорошо, что от этой идеи отказались. Представьте себе только проблемы с коммуникацией Сахалина и Приморья.
Есть идея отделить юг Приморья в отдельный регион, который бы стал настоящим логистическим центром мирового уровня. Ведь мы так и не создали на Дальнем Востоке портов уровня Пусана, Даляня и прочих, хотя все условия для этого есть. Пока все наши порты конкурируют в основном друг с другом, сбивая цены и внося сумятицу в логистические схемы. А север Приморья, который сегодня высасывает все соки и не дает эффективно развиваться югу, логично было передать Хабаровскому «коллеге», краевой центр которого ближе к приморскому северу, а значит быстрее захватит эти районы с сферу своего влияния». √
На фото: Марат Хуснуллин провел рабочую встречу с губернатором Еврейской автономной области Ростиславом Гольдштейном
Андрей ПУШКАРЕВ.
Деловой журнал ДФО «Дальневосточный капитал», июнь, 2021 г.