Соединитесь с нами

Привет, что ты ищешь?

Кадры

Работодатели перед выбором

Наличие и качество трудовых ресурсов на Дальнем Востоке в оценках инвесторов традиционно занимают первые места среди прочих рисков территории. Даже в острые фазы прошлых кризисов в проблемах с кадрами, по опросам журнала «Дальневосточный капитал», они видели больше угроз для своих проектов, чем для финансовой стабильности. Выручала, как правило, иностранная рабочая сила, закрывавшая местами проблемы с линейным персоналом в определенных отраслях. При этом высококвалифицированные кадры традиционно оставались острым дефицитом, напрямую влиявшим на планы инвесторов.

И вот сейчас, когда накрывшая мир волна пандемии буквально на глазах у всех перекраивает устоявшиеся правила игры, дальневосточные работодатели оказались перед непростым выбором: или искать всеми возможными способами иностранную рабочую силу за закрытыми границами, или обратить свой взор на оставшиеся от былых успехов трудовые резервы в макрорегионе.

СНГ обошли Китай

Дальний Восток, как известно, последние годы был лидером среди федеральных округов по привлечению легальной иностранной рабочей силы, попадающей сюда по квотам. В 2020 году, по некоторым данным, регионы ДФО в общей сложности заявили более 41 тысячи квот, из которых примерно 30% приходится на Приморский край. В этом отношении Приморью нет равных ни на Дальнем Востоке, ни в любом другом регионе страны. Край принимает довольно большое количество иностранных рабочих по понятной причине — здесь реализуется много инвестпроектов различными резидентами территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток. А для резидентов, как известно, предусмотрена возможность привлечения иностранной рабочей силы без учета квот, по решениям наблюдательных советов территорий опережающего развития.

Впрочем, иностранную рабочую силу в регион привлекают далеко не только резиденты этих площадок. От трудовых мигрантов зависят в значительной степени целые отрасли, в первую очередь строительство и сельское хозяйство. Кроме того, их привлекают для работы по благоустройству, строительству дорог и т.д. Но в общей массе их все равно не слишком много. В Приморье, например, в начале этого года работало 11 тыс. китайцев. Только на строительстве судоверфи «Звезда» были задействованы около тысячи китайских рабочих.

Но Китай уже давно не является основным поставщиком рабочей силы в ДФО. Рабочие приезжают сюда преимущественно из стран СНГ. В 2017 году Узбекистан и Россия заключили межправительственное соглашение об оргнаборе, в соответствии с которым в Приморском крае реализуется проект президентского гранта по организованному набору необходимых экономике региона специалистов в Узбекистане. В прошлом году в край прибыли из СНГ, по статистике краевого управления по вопросам миграции УМВД, 138 069 человека, около 80% составляют граждане Узбекистана.

Глубоко проблемная отрасль

А вместе с тем Приморский край — это самый густонаселенный регион на Дальнем Востоке и уже в силу этого лучше других дальневосточных территорий обеспечен трудовыми ресурсами. Но практика подготовки для своего производства специалистов большого распространения среди инвесторов не получила до сих пор. Имеется опыт приглашения на постоянную работу специалистов из других регионов у местных работодателей, запускавших здесь свои производства. Например, агропромышленные предприятия пытались таким образом решить проблему с высококвалифицированными кадрами для своих животноводческих ферм. В разные годы этим путем прошли и свинокомплекс «Спасский бекон», и свинокомплекс компании «Мерси Трейд», и молочный комплекс «Грин Агро». Но удержать в регионе надолго этих дорогостоящих (учитывая затраты на их переезд) специалистов не удавалось.

Собственно, сама жизнь подсказывала наиболее разумное в этих обстоятельствах решение — искать специалистов среди местных жителей. Но где? Как решать вопрос с квалифицированными кадрами, если нужных специалистов, по большому счету, ни одно учебное заведение не готовит. Да и сами эти учебные заведения, как правило, не в лучшем состоянии пребывают. Долгие годы сельскохозяйственные вузы страны в основном финансировались по остаточному принципу среди вузов с производственными специальностями. В то же время растущая агропромышленная отрасль, куда пришли крупные инвесторы с масштабными проектами, закупавшими самые современные технологии за рубежом, все больше нуждалась
в специалистах, которым можно доверить дорогостоящее высокотехнологичное производство.

Именно современные технологии сегодня определяют в значительной степени потребности в кадрах в агропроме. В итоге молочная ферма на 900 голов дойного стада нуждается всего лишь в двух доярках на смену. Похожая ситуация и в зерноводстве — на Дальнем Востоке иностранная рабочая сила практически не выращивает зерно (незначительные исключения, например, в Еврейской автономной области, только подтверждают правило).

В этих обстоятельствах в сельском хозяйстве региона глубоко проблемной остается фактически одна отрасль — овощеводство. Именно отсутствие местных рабочих в овощеводстве делает эту отрасль наиболее уязвимой перед любыми катаклизмами. «У нас сельское хозяйство столько лет поддерживали-поддерживали, а как китайскую границу закрыли, так прилавки опустели», — недоумевают дальневосточные потребители. В этом году цены на овощи были рекордно высокими.

Ситуацию осложняет то, что работа на овощных полях — сезонная. Это значит, что привлечь местных рабочих можно только на полгода. Но тем людям, кто готов работать с полной отдачей, нужна постоянная круглогодичная работа. В итоге овощеводческим хозяйствам остается довольствоваться только временными, случайными рабочими. Тут дело даже не в подготовке специалистов,
а в особенностях этого производства. Китайские рабочие, которые приезжают сюда на сезон и категорически отказываются оставаться дольше, спеша по его окончании
к себе на Родину, были долгие годы наиболее приемлемым вариантом решения кадровой проблемы.

В этом году их пытались заменить на узбекских рабочих, но опыт этот, по оценкам руководителей хозяйств, не настолько удачен, как в случае с китайскими рабочими. Причина понятна: узбекские рабочие, в массе своей не готовые к крестьянскому труду, не задерживались на полях. Текучка кадров была рекордная. Тем не менее руководители хозяйств надеются в следующем сезоне именно на узбекских рабочих. Просто больше не на кого. Идею привлечения местных на эти поля они называют утопичной.

Парадокс или тупик?

В то же время строительная отрасль, где при возведении объектов компании привлекают до 70% иностранных рабочих, таких проблем не испытала. Одна из причин мягкого прохождения всех периодов с карантинными запретами заключается в том, что строители стараются заключать долгосрочные контракты с рабочими. И на момент закрытия границ в основном они были обеспечены необходимой рабочей силой. Тем не менее отрасль испытывает определенные проблемы с кадрами, но носят они несколько иной характер.

По словам руководителей строительных компаний, с каждым годом все сложнее становится привлекать китайскую, вьетнамскую рабочую силу. Причина простая — уровень жизни и, соответственно, доходов в этих странах ежегодно растет. И российский рынок труда теряет свою привлекательность для них. Конечно, эту проблему можно было бы решить через повышение заработных плат здесь. Но, как уверяют специалисты, этот рост неизбежно приведет к удорожанию стоимости квадратного метра. Кстати, в овощеводстве общая картина абсолютно аналогична. Повышение привлекательности отрасли через рост зарплат означает одно — снижение доступности овощей для массового потребителя.

Собственно, тут и возникает парадоксальная ситуация, когда повышать зарплату — значит повышать определенные риски на рынке, не повышать ее — обострять кадровую проблему, так как низкие зарплаты на фоне инфляции способствуют оттоку населения. Люди уезжают из региона в поисках более высоких доходов, обеспечивающих иное качество жизни.

Новый год — новые проблемы

Выход их этого тупика эксперты видят в создании перспективных производств на Дальнем Востоке, которые смогут предложить сотрудникам лучшие условия труда и жизни. Но кто конкретно это будет делать, эксперты умалчивают. Ведь реальной заинтересованности в обучении высококвалифицированных кадров не проявляет никто. В ассоциации «Альянс строителей Приморья» считают, что приморские подрядчики потребительски относятся к своим кадрам: не вкладываются в обучение сотрудников, не предлагают никаких социальных мер поддержки.

В вузах, в свою очередь, подчеркивают, что они ориентируются в значительной степени на спрос на рынке образовательных услуг, следуя, прежде всего, за предпочтениями тех, кто их оплачивает. И главными плательщиками тут выступают никак не предприятия, испытывающие дефицит специалистов, а родители студентов. А уж что они выбирают, известно хорошо — редко там бывают строительные или сельскохозяйственные специальности.

Сможет ли пандемия переломить ситуацию и соединить интересы всех сторон — пока сказать определенно никто не может. Некоторые прогнозы экспертов выглядят вполне оптимистичными в этом плане. Но пока дальше слов дело не двигается. Впрочем, руководители компаний допускают, что следующий год может принести новые проблемы с доступностью иностранной рабочей силы. Вместе с ними могут прийти и иные решения. √

Фото: Марина БОЖКО

Елена АБАШЕВА

Другие новости

Деловой журнал Дальневосточного федерального округа «Дальневосточный капитал»

Е–mail: [email protected]

Перепечатка материалов из «ДВК» возможна только по согласованию с редакцией. Редакция не несет ответственности за достоверность информации информагентств. Соответствующие виды рекламируемых товаров и услуг подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Материалы с указанием адресов компаний размещены на правах рекламы.

Данный сайт содержит информационную продукцию категории 16+.