«Чтобы выиграть в лотерею, надо купить лотерейный билет», — считает экс-губернатор, инвестор, бизнесмен, эксперт, который не любит давать интервью
20 лет назад, в 2001 году, Сергей ДАРЬКИН был избран губернатором Приморского края. Тогда он стал самым молодым главой региона – в 37 лет. Сегодня он – инвестор, бизнесмен, эксперт, который не любит давать интервью. Журналистам портала TVOIDV.RU удалось встретиться с Сергеем Михайловичем Дарькиным, президентом ПАО «ТИГР», и поговорить о давно забытых проблемах Дальнего Востока, современных вызовах XXI века, его мечтах, тревогах, планах на следующую десятилетку и, конечно, о семье.
Владивосток – лучший город земли
Еще долгие годы российский Дальний Восток будет очень привлекателен для инвесторов. Связано это, в первую очередь, с уникальным геополитическим положением. Это форпост России на Дальнем Востоке. И, конечно, это позволяет строить определенные бизнес-проекты, которые нельзя сделать в других точках нашей страны или мира.
Испокон веков исторически много бизнесов возникало на границе моря и суши. А это как раз весь Дальний Восток. Кроме того, Владивосток – наиболее близкая точка к экономическим и финансовым центрам XXI века – Китаю, Японии, Корее. В двухчасовой доступности [летной – прим.ред.] проживает 400 млн человек. Это позволяет думать о том, что те проекты, которые начинаются на Дальнем Востоке, будут иметь успех.
Мне там абсолютно все понятно, я чувствую, что происходит. И мы можем эффективно вкладывать деньги в Дальний Восток. Если будет развиваться город Владивосток, то и весь Дальний Восток нашей страны будет эффективно и конкурентно развиваться. Это аксиома. И то, что не работает в средней полосе России, работает на Дальнем Востоке. В этом есть интерес, и мой опыт работы говорит, что мы правы.
А новые вызовы, которые стоят, – это, в первую очередь, увеличение финансовой роли так называемых «азиатских тигров». Дедолларизация экономик, развитие IT-технологий, которые уменьшают расстояния или вообще их убирают. И сегодня именно Владивосток – краеугольный камень Дальнего Востока. Современному управляющему, и государственному, и негосударственному, нужно думать, как встраиваться в эти новые вызовы и ориентироваться.
О воплощении приморской мечты
Президент страны Владимир ПУТИН сделал огромный проект по развитию Дальнего Востока. Подготовил город Владивосток к Саммиту АТЭС. И мне приятно, что я в этом участвовал. Мосты стали символом развития Дальнего Востока. И, конечно, это положительный пример работы государства и бизнеса. Я хочу напомнить, что было сделано. Не только три моста. В это время был решен ряд глобальных вопросов для Владивостока и Приморского края. В первую очередь, полная ликвидация проблемы с нехваткой питьевой воды. Построили «Пушкинскую депрессию». Был построен третий водовод, который полностью закольцевал город. Построили Штыковский водозабор, провели модернизацию очистительных сооружений. Это позволило полностью ликвидировать проблему с водой в городе Владивостоке. Это первое.
Вторая задача – построены очистные сооружения, чтобы все стоки полностью перерабатывались. Как я знаю, сегодня они, к сожалению, используются на 50%. Но это уже дело местной власти. И они должны были их ввести и доработать. И еще одна задача, экологически очень важная: строительство мусороперерабатывающего завода для 600-тысячного города. Я уже не говорю о ликвидации полигона ТБО, который всегда горел. Сейчас там красивое место, рядом знаменитый стеклянный пляж. И таких задач было решено очень много. И путепровод, и третий мост, который дал развитие Надеждинскому району, Уссурийску. Это очень важные вещи, которые были сделаны для развития Владивостока.
О Севморпути и силе сибирских рек
Мы готовим один очень интересный проект, связанный не только с Севморпутем, но и с использованием наших великих сибирских рек. Они позволят сделать транспортно-логистическую матрицу и не только связать всю нашу страну, но и «привязать» наших торговых партнеров для ускорения логистики товаров из Юго-Восточной Азии в Европу. Но это связано с использованием новых или, может быть, хорошо забытых старых технологий. Это лихтерные системы, которые использовались в СССР и, к сожалению, были забыты. Это барже-буксирные составы, использование которых необходимо для связывания проектов «река-море». Очень много проектов начинают развиваться в местах, где нет традиционных дорог, и необходимо использовать альтернативные виды транспорта и логистические пути, такие как реки и Севморпуть.
Мы рассматриваем возможность строительства небольшой, но специализированной верфи для таких судов. В том числе, для рыболовного флота на Дальнем Востоке. Думаю, этот проект имеет существенную перспективу.
О рыбе, снижении цен и маленьком щелчке по носу
Мы [Находкинская база активного морского рыболовства – прим.ред.] запускаем большой холодильник на 12 тысяч тонн для хранения свежей рыбопродукции в Находке и планируем дальнейшее строительство береговых заводов. Сегодня мы полностью переориентируем наши поставки переработанной рыбной продукции; рыбное филе идет на отгрузку из Находки напрямую в Европу по железной дороге через Санкт-Петербург, минуя порты Далянь и Пусан, как это было традиционно. Сделали им «маленький щелчок по носу» из-за того, что они закрыли приемку нашей рыбы. Самый биологически ценный белок XXI века может им не достаться. Может потому, что Китай еще не распробовал вкус морской рыбы. Но в следующие 10 лет это может быть, мягко говоря, их просчет. Потому что это высокоценный биологический протеин, самый лучший, что есть в мире, он уйдет в другое место. В первую очередь, к нам в Россию, а то, что мы не потребляем – в высокоразвитые страны мира – Европу, США.
Очень важно, сколько эта рыба будет стоить для конечного потребителя. Наша компания и наш фонд, мы делаем большой проект, связанный с уменьшением количества посредников в цепочке от производителя до магазинов. С нашей точки зрения, это позволит уменьшить стоимость рыбы до 30%. Я считаю, что это наш вклад не только в экономику региона, но и в отношение к жителям Приморского края и ко всем жителям Дальнего Востока.
О семье
«Не соскучишься» – это про нас обоих, это относится и к Ларисе Дмитриевне [Лариса БЕЛОБРОВА – супруга С. М. Дарькина – прим.ред.]. Поэтому мы друг друга абсолютно понимаем. Анна, моя старшая дочь, работает вместе со мной, является моей правой рукой, занимается многими проектами, ведет ежедневную работу, и мне очень приятно, что ей это нравится. Отношения в семье – они учат детей. И в первую очередь, конечно, это порядочность, доброта и открытость. Вот три вещи, которые мы прививаем своим детям, и которые позволяют любому человеку достаточно комфортно существовать на этой земле.
О перспективах
Я благодарен руководству страны за программы по развитию Дальнего Востока. Особенно хочу подчеркнуть роль полпреда Юрия Петровича ТРУТНЕВА, его настойчивость в принятии и реализации законов о Свободном порте Владивосток, Территориях опережающего развития. Они дали мощный импульс для развития экономики. Это реальные преференции, которые получил бизнес на территории Дальнего Востока. Таких законодательных инициатив, которые были проведены в последнее время, не было никогда, наверное, со времен царя Николая Второго. Надо работать дальше. Создан серьезный фундамент для развития Дальнего Востока и будущего. Главное – его не терять.
Фото Максим Григорьев, photo.roscongress.org
Деловой журнал ДФО «Дальневосточный капитал», июнь, 2021 г.