Задерживаться нельзя. Минтай сам себя не поймает * «Стеркодеры». Ретроспектива * Cтоим во льдах посреди Охотского моря
Фотобортовой журнал Сергея Красноухова об Охотоморской экспедиции «Капитана Мокеева» (АО «Гидрострой») в соцсети ВКОНТАКТЕ, а также на сайте «Дальневосточного капитала».
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ДНЕВНИКА: «Капитан Мокеев»: Охотоморская экспедиция (обновляется)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
- 7 марта, 16:07
Задерживаться нельзя. Минтай сам себя не поймает
К ночи подошли в район промысла минтая. В море сразу стало тесно: вокруг мерцают огнями десятки судов, на локаторе давка, эфир забит переговорами. Минтай прет! Жара!
На «Мокееве» закипела работа. Одно за другим подходят суда: швартовки, перегруз снабжения, высадка людей.
Погода для съемки просто великолепная: порывистый ветер и снег, в свете прожекторов похожий на длинные иглы. Вокруг судна на дрейфующих льдинах в ожидании халявы томятся чайки. Красиво, холодно, сурово. Как и должно быть в Охотском море.
Первым из снежной мглы, источая «аромат» свежесваренного тука, вывалился красавец БАТМ «Генерал Трошев» (ГК «Гидрострой»).
Чистый и ладный, словно пасхальное яичко, не спеша подошел к нам справа и, стараясь не повредить свои свежеокрашенные бока, приветственно протянул швартовые. Пароход почти новый, 2011 года выпуска (не бит, не крашен, пробег не скручен :-)). Только в ноябре вышел с иностранного ремонта, вот и осторожничает.
С крыла ходового мостика швартовкой командует Сергей Николаевич Реутов – опытнейший капитан-директор, ветеран рыбной отрасли, настоящий морской волк. Грамотный, толковый, опытный и дотошный аксакал.
Команды обоих судов работают споро и слаженно. Задерживаться надолго нельзя. Минтай сам себя не поймает.
Глубокой ночью снова швартовка. Переваривая свежепойманный минтай, сыто привалился к левому борту БАТМ «Пиленга» (ГК «Гидрострой»).
Капитаном-директором оказался мой давний знакомый Василий Витальевич Константинов. Невельская мореходка. К сведению: почти все, с кем я учился на судоводительском факультете, уже давно стали капитанами.
Грузовые операции закончены, и «Пиленга» тоже спешит на промысел.
Утро порадовало полным штилем. Отличная погода для съемки коптером! В сопровождении сотен чаек приближается БАТМ «Пиленга-2». Там только что слили улов в бункер, и одежда палубной команды на солнце отливает рыбьей чешуей.
Капитан-директор «Пиленги-2» Александр Михайлович Трескин в море не один десяток лет, имеет медаль «За заслуги в развитии рыбного хозяйства России» II степени, а в 2011 году он был занесен в энциклопедию «Лучшие люди России».
Лежим в дрейфе в ожидании еще двух швартовок. Потом снимаемся и идем на северо-запад к флотилии «селедочников». «Там ледовая обстановка сложная! Будет рыбалка по-взрослому, нервы на пределе, все, как ты любишь. Готовься!» — порадовал меня в сообщении генеральный директор компании «Пиленга» Андрей Горшечников. Я всегда готов! Мне только подпоясаться!
- 7 марта, 19:56
«Стеркодеры». Ретроспектива
Почти у всех мальчишек моего родного Невельска отцы были моряками. Надо ли говорить, что любимым местом гулянья у нас был порт. Мы знали все лазейки и дырки в заборах, чтобы проникнуть на территорию БТФ или рыбколхоза «Заветы Ильича». А когда у пирса стоял отцовский пароход, то дело и вовсе упрощалось: «Я к отцу на «Шестаково», а эти пятеро со мной!» — говорилось на проходной, и путь был открыт!
Гуляя по порту, мы изучили все типы и проекты судов. В то время и в БТФ, и в колхозе были российские суда типа СРТМ-802, СРТМ-К, СТР-420 и СТР-503. Последний нам казался океанским лайнером! Шутка ли, целых 54 метра длиной!
Экспедиции тогда длились по 8-9 месяцев. По возвращении суда встречали на причале с оркестром, весь экипаж, кроме вахты, приглашался в ДК им. Невельского, где уже были накрыты столы. Рыбацкий труд был в почете! Все бы хорошо, но условия жизни на этих судах были весьма спартанскими. Каюты маленькие, на 2-4 человека. Отдельные только у капитана и стармеха. Из привилегий – раковина. Душ и туалет с унитазом «орел position» один на все судно. Моряк должен был работать. Об условиях его жизни особо не задумывались.
В конце 80-х годов БТФ каким-то хитрым способом закупила себе иностранные траулеры типа «Стеркодер». Первое судно норвежской постройки называлось «Невельск». Траулер имел длину 64 метра, высоту борта 8 метров и был нафарширован по последнему слову буржуазной техники. Имелся даже рыбцех с диковинными филетировочными машинами «Baader»: вжик — и голова минтая в одну сторону, внутренности в другую, а по ленте уже едет чистое белое филе. И главное — он был красивым: совершенство форм, изящность и стиль!
Когда диковинное судно первый раз ошвартовалось в порту, в городе начался ажиотаж: всем хотелось увидеть этот чудо-пароход и, главное, попасть внутрь. Руководство БТФ даже устраивало Дни открытых дверей с подробными экскурсиями по судну. Отец моего одноклассника Лехи Гусельникова работал на «Невельске» электромехаником и как-то устроил нам, пацанам, персональный показ.
Ходовой мостик мерцал разноцветными экранами мониторов. Мы, видевшие до этого на отцовских судах только жутко мерцающие круглые зеленые экраны локаторов «Океан» или, в лучшем случае, монохромных Furuno, просто не верили, что так вообще бывает! Автоматика, компьютеры и XXI век в каждой детали! Штурвала не было! Пароход управлялся небольшим джойстиком. Но самое главное – это каюты! Большие, уютные, просторные. В каждой каюте душ, туалет, телевизор и подогреваемый пол с ковровым покрытием! Чудеса, да и только! Срочно захотелось поселиться в такой каюте и зажить долго и счастливо…
Сегодня с нами швартовался «Стеркодер» «Мыс Меньшикова», и я с теплотой вспомнил эту историю родом из далекого детства…
- 8 марта, 10:51
Cтоим во льдах посреди Охотского моря
Ночью стоял страшный грохот. Пытались продраться через льды к флотилии наших «селедочников». Ледовая обстановка в Охотском море в этом году особо сложная. Циклонов нет, стоят крепкие морозы, поэтому лед очень толстый и плотный. «Капитан Мокеев» — это не ледокол, рисковать судном и особенно экипажем капитан не имеет права. Под утро дали команду «стоп, машина!». Аки челюскинцы стоим во льдах посреди Охотского моря. Любуемся рассветом. Красота!
С удовольствием поздравляю всех моих читательниц с добрым и светлым праздником Весны! Уверен, что ваша любовь способна растопить любые льды!
Продолжение фотобортового журнала Сергея Красноухова следует…
«Дальневосточный капитал» публикует фоторепортажи и путевые заметки о нелегком труде моряков глазами фотографа Сергея Красноухова. Это его третья экспедиция на судах ГК «Гидрострой».
«Мне просто хочется поделиться со своими читателями тем, что я вижу, рассказать о людях, которые мне встречаются. Ведь пароход — это не железо, трюмы и труба, пароход — это целый пласт человеческих судеб и историй!» — пишет Сергей, приглашая читателей на свою страницу в vk.com.
Досье «Дальневосточного капитала»: Рефрижераторное судно «Капитан Мокеев», спущенное на воду в 1997 году, имеет размер в длину 134 м и ширину 18 м. Валовый тоннаж составляет 6971 тон, порт приписки — Корсаков. Судно принадлежит ГК «Гидрострой» — крупнейшему на Дальнем Востоке рыбохозяйственному холдингу, отметившему в 2021 году свое тридцатилетие. Группа компаний «Гидрострой» объединяет предприятия, занимающиеся промыслом, переработкой водных биоресурсов, искусственным воспроизводством лососевых, производственным и гражданским строительством на Итурупе, Шикотане, Сахалине и в Приморье. АО «Гидрострой» — победитель Всероссийского конкурса «Лидеры российского бизнеса» в номинации «За вклад в социальное развитие территорий» (2018 г.).
Деловой журнал ДФО «Дальневосточный капитал»