Стремление производителей довести цены на свою продукцию до мировых привело к росту стоимости продовольственных продуктов внутри страны
С 1 февраля экспортная пошлина на сою составит 30%. Ранее было принято решение о повышении пошлины на подсолнечник, рапс, а теперь вслед за соей с 15 февраля – на пшеницу.
Цена на приморскую сою бьет рекорды. Никогда еще она не поднималась так высоко – до 44 тыс. рублей за тонну. Еще пару лет назад цена находилась на уровне 18-22 тыс. рублей за тонну. Растениеводы получили беспрецедентные возможности извлечения дополнительной прибыли от продажи бобов, животноводы – ощутимые дополнительные затраты за счет роста стоимости содержащих сою кормов.
По словам растениеводов, проблем со сбытом даже при такой стоимости нет. Ведь рядом Китай. Собственно, столь высокая цена и обусловлена в значительной степени китайским рынком, готовым поглотить всю выращенную на Дальнем Востоке сою. И если в прошлые годы при губернаторе Дарькине пытались сдерживать продажи урожая в Китай, что в свою очередь обеспечивало сырьем Уссурийский масложиркомбинат, то сейчас, когда это предприятие попало в собственность компании «Русагро», решившей заморозить старейшее приморское перерабатывающее производство, большая часть выращенной в Приморье сои стала уходит на экспорт. Масложиркомбинат остановился.
Набирающая силу тенденция приоритета экспорта над развитием собственного перерабатывающего производства в короткий срок выросла в серьезную проблему на внутреннем рынке. И послужила причиной введения в России в ближайшие дни — с 1 февраля по 30 июня 2021 года — экспортной пошлины на сою в размере 30%. Ведь сама тенденция сложилась на фоне финансовой поддержки экспорта сельхозпродукции, предусмотренной госпрограммой развития сельского хозяйства.
В ходе большой пресс-конференции президент Владимир Путин назвал ошибкой поддержку российского агроэкпорта во время пандемии: поставки и без того были выгодными, а стремление производителей довести цены на свою продукцию до мировых привело к росту стоимости продовольственных продуктов внутри страны. Пошлина же явно снизит привлекательность экспортных поставок и переориентирует поставщиков на внутренний рынок.
Ранее было принято решение о повышении пошлины на подсолнечник, рапс, а теперь вслед за соей с 15 февраля – на пшеницу. Учитывая недостаток перерабатывающих сою мощностей на Дальнем Востоке, вывозить излишки урожая из региона все равно придется. Просто сменится география поставок. Ведь в западных регионах страны с их более развитым животноводством потребность в сои всегда была высока. Но в таком случае открытым остается ключевой вопрос для соевого рынка страны – стоимость доставки продукции с Дальнего Востока. При действующих ЖД тарифах без субсидирования перевозок дальневосточные сельхозпроизводители в своих доходах могут уйти в минус.
Елена АБАШЕВА, журнал «Дальневосточный капитал»,
канал на Яндекс. Дзен «Восток….дальний»