Бизнес-образование уже прочно вошло в нашу жизнь. То, что специализированное обучение актуально даже после окончания профильного вуза, — уже норма для взрослых. А вот о детском бизнес-образовании начали говорить не так давно. Бизнес-курсы для детей — что это? Модные слова или требование времени? Об этом поговорим с руководителями сети школ предпринимательства для детей Аллой СОЛДАТОВОЙ (Хабаровск, инстаграм: @fabrikadeti.khabarovsk) и Сергеем ЗАБОЛОТНЫМ (Владивосток, инстаграм: @fabrikadeti.vl).
— Расскажите, откуда взялась сама идея учить детей бизнесу и предпринимательству?
А. С.: С одной стороны, в России уже формируется класс предпринимателей. Мы далеко ушли в нашем сознании от того представления из 90-х, которое бытовало о предпринимательстве. Миллионы людей в стране давно работают «на себя», да и постоянные сокращения в корпорациях подталкивают к тому, что ты должен быть готов в любой момент обеспечить себя сам. С другой стороны, наше государство тоже уделяет много внимания популяризации финансовой грамотности, самозанятости, поэтому интерес к теме самостоятельного получения дохода среди населения растет. Ну и, немаловажно, подростки во все времена стремились быть финансово не зависимыми от родителей. Раньше зарабатывать в школе начинали только самые активные, а сейчас этому может научиться, в принципе, любой.
С. З.: Более 13 лет я занимаюсь бизнесом и прошлый свой бизнес развивал с нуля до оборотов более миллиона долларов в год. Но все свои навыки я приобретал уже в процессе, методом проб и ошибок. Проходил различные тренинги, семинары.
И однажды я подумал: как было бы здорово, если бы эти знания нам давали в детстве, пока у нас более светлый ум, пока у нас много сил и энергии. Тогда ребенок, входя во взрослую жизнь, будет четко знать и понимать, чего он хочет и как он может этого достичь. Именно этому мы и обучаем на наших курсах. Поэтому я и взялся за эту идею.
— Но мы знаем, что людей, от рождения «приспособленных» быть предпринимателями, не так много — от 1 до 5 % от общей численности населения. Нет ли тут завышенных ожиданий?
С. З.: Да, действительно, талантливых предпринимателей не много
и среди взрослых, но многие люди (и дети) буквально «раскрываются», попадая в правильную среду. Одно дело — быть индивидуальностью, тем одним процентом среди одноклассников, которые далеки от этих интересов, а другое — быть в кругу таких же, как ты, активных и горящих. Многие дети, приходя на курс по предпринимательству, рассказывают про насмешки не только со стороны одноклассников, но и о высказываниях и запретах со стороны школьных учителей. Конечно, сильного человека это закалит, но даст ли развиваться?
Алла Солдатова: Раньше зарабатывать в школе начинали только самые активные, а сейчас этому может научиться, в принципе, любой.
А. С.: Предпринимательские навыки в наше время важны не только
в профессиональном плане. Предприниматель в широком смысле — это хозяин своей жизни. Тот, кто полностью принимает ответственность на себя, осознанно принимает решения. В нынешнем мире все так быстро меняется, что такие навыки, как лидерство, умение работать в команде, тайм-менеджемент, нужны всем, не только предпринимателям. Та же школа требует от ребенка, чтобы он умел грамотно и смело излагать мысли, выступать с презентациями, быть инициативным — и в то же время традиционная школа по-прежнему довольно авторитарна и не очень признает нестандартных детей и оригинальные решения, идущие вразрез с шаблонами.
— Да, часто слышим это — дети стали зашоренными, боятся ошибиться. Лучше ничего не скажут, чем скажут и ошибутся.
А. С.: Верно, особенно в подростковом возрасте дети обычно «закрываются» по многим причинам. Но именно это возраст, когда от детей начинают требовать максимум. И хорошо учиться, и посещать секции (а зачастую все начинает сводится к посещению репетиторов по 2–3 ключевым предметам, ведь высокая оценка по ЕГЭ очень важна для большинства родителей). От ребенка сейчас очень рано требуют определиться с профильным вузом, с профессией. Но, если подумать, к моменту окончания вуза многие профессии уже либо морально устареют, либо образование будет не соответствовать требованиям. Все чаще родители сами отмечают, что диплом становится формальной «корочкой», которая не гарантирует ничего — ни трудоустройства по специальности, ни хорошего уровня дохода. При этом, разговаривая с подростками, часто видим картину — ребенка очень «парит» то, что от него требуют чего-то, что он не в состоянии самостоятельно разрешить. Потому что жизнь — это не «тест ЕГЭ», где есть три варианта ответа и из них один — правильный.
Научившись в школе хорошо работать по шаблону, дети с трудом справляются с нестандартными задачами, где нет правильного ответа, а есть множество разных вариантов и все зависит только от тебя. Поэтому, например, у себя на курсах мы учим, что ошибаться — надо. Надо обязательно пробовать, ошибаться — только так ты получишь результат. Проиграл ты только в одном случае — если вообще не попробовал.
С. З.: Я уверен на 200%, что каждый человек приходит в этот мир с каким-то потенциалом, возможно, даже с миссией. Но, к сожалению, мы не раскрываем эти таланты с самого раннего детства. А наше образование не ориентировано на раскрытие личности, а до сих пор опирается на принцип «делай, как все». И как вы думаете: будет ли такой человек счастлив, не реализовав свои истинные предназначения?
Большая часть человечества проживает свою жизнь бесцельно, так как занимаются не тем, что хотят, а тем, что надо. Опять же надо не им, а кому-то, потому что так нас научили в детстве. Я не говорю, что не нужно помогать другим, конечно же нужно, но помните, как в самолете: вначале наденьте маску себе, а потом ребенку. Так и в жизни: чтобы быть полезным миру, нужно начать с себя, самому раскрыть свои таланты, реализовать их. Так вы будете более полезны миру и обществу.
— Да, отличается от подхода традиционной школы. В этом смысле, как вы считаете, можно ли назвать предпринимательство профессией?
С. З.: Да, я считаю, что это как раз и есть самая настоящая профессия будущего. В наше время уже не обязательно работать на одном месте до пенсии — многие люди проживают 2–3 профессиональные жизни, меняют профессии и ищут себя. Предпринимательство — это как раз про поиск себя и возможность заниматься тем, что тебе нравится, становиться профессионалом и получать за это неплохой доход.
А. С.: Да, родители многих учеников вздыхают: «Ну почему такого
обучения не было у нас в детстве, жизнь сложилась бы по-другому». Или начинают монетизировать свое хобби, пока ребенок учится на наших курсах. Общие принципы работы любого бизнеса очень схожи, и, получив базовые основы предпринимательства на курсах, даже школьник сегодня может зарабатывать. Каждый день читаем в СМИ про блогеров-миллионеров или небольшие семейные бизнесы — все это способны организовать в наше время даже дети. Бесспорно, нужно много учиться и трудиться, чудес не бывает, но при грамотном наставничестве ребенок к окончанию школы или того же вуза в состоянии обеспечивать себе несколько тысяч (или даже десятков тысяч) рублей ежемесячного дохода. У нас есть и такие ученики, это не преувеличение.
— Хорошо, а если у ребенка нет предпринимательских талантов от слова «совсем»? Часто родители мечтают о том, как такой ребенок преобразится и станет вторым Илоном Маском. Как быть с этим?
А. С.: Бывает такое! Да, не каждому дано построить бизнес на миллионы долларов, но каждый может стать более успешным и эффективным. Прокачать свои навыки работы в команде, преодолеть страх публичных выступлений, овладеть техниками постановки и достижения целей. Совершенно точно, что эти навыки (именно навыки, а не просто знания) значительно улучшат профессиональные перспективы любого ребенка.
Сергей Заболотный: Талантливых предпринимателей не много и среди взрослых, но многие люди (и дети) буквально «раскрываются», попадая в правильную среду.
С. З.: И здесь еще важный момент — «родители мечтают». Как часто мы слышим: «Вот я не добилась/добился этого в жизни, пусть хотя бы мой ребенок это получит». Мне очень нравится такой посыл, действительно, дети — это наше продолжение, и очень хочется, чтобы их жизнь сложилась успешно. Или наоборот: у успешных родителей-предпринимателей подрастает наследник, который, кажется, совсем не интересуется бизнесом. Столько надежд на то, что дети продолжат дело папы или мамы, могут не сбыться… Как и в целом в жизни, мы не можем пройти за детей их путь. Не можем полностью провести их за руку по дороге, которую мы уже видим, а они еще нет. Да и дорога-то может у них быть своя! Поэтому вполне возможно, что решение — дать ребенку попробовать найти себя — является единственно правильным.
Позволить ребенку научиться самостоятельно управлять своей жизнью, «предпринимать» что-то вместо того, чтобы просто действовать по заданным прежними поколениями шаблонам, — вот, пожалуй, основная цель детского бизнес-образования.
Ну а деньги во время учебы они, разумеется, тоже научатся зарабатывать — по принципам «взрослого» бизнеса. Даже если вашему малышу всего 8–9 лет. Здесь ведь речь не только про деньги. Дети открываются, становятся более уверенными, коммуникабельными. Умеют задавать правильные вопросы, планировать свое время. Вот что важно. Есть замечательные слова: бизнес — это отношение людей, а не денег. Так что я смогу с уверенностью сказать, что тот мир, в котором мы сейчас живем, сделали предприниматели. От слова «предпринимать», то есть «действовать». √
Лариса ЛАРИНА, Деловой журнал ДФО «Дальневосточный капитал», март, 2021.