В 2020 году на сайте компании «ПСП», известного и авторитетного участника рынка профессиональной полиграфии на Дальнем Востоке, появилась заставка — «Нам всего 25». Из них 20 лет журнал «Дальневосточный капитал», начиная со своего первого выпуска и до номера, который вы сейчас держите в руках, печатается в типографии «ПСП». Мы давно не просто клиенты, партнеры, друзья, мы уже родственники, одна семья.
Сегодня в рубрике «Бизнес-персона» мы рады пообщаться с Сергеем ЛУКЬЯНОВЫМ, генеральным директором ПСП.
«Внутренняя потребность в созидании…»
— Сергей Евгеньевич, мы — журнал «Дальневосточный капитал» — и вы — компания «ПСП» — «родились» во Владивостоке в одном офисном здании на проспекте Красного знамени, 10. Лучшие тексты наших журналистов были написаны за вашими столами. Как случилось, что вы начали свое дело с продажи офисной мебели, а потом появилась типография?
— Интересно, но первое, что сразу пришло в голову, — это воспоминания о начале 90-х. Правда, уже прошло почти 30 лет, и за этот период истории в нашей жизни произошли такие колоссальные изменения. А тогда наиболее актуальным делом была торговля; поскольку производство в стране сильно отставало от зарубежного, вся импортная продукция была очень востребована. Мы, в частности, занимались импортом офисной мебели из Сингапура. К слову, поставляли очень добротную мебель, у нас до сих пор стоят эти столы и прослужат нам еще долго.
Но времена понемногу менялись, схлынула первая волна неразберихи после распада СССР. Когда у внутренней потребности именно в созидании проявились какие-то возможности, она, конечно, проявила себя в желании заняться не перепродажей, а производством. В это время судьба свела меня с моим будущим и настоящим партнером Владиславом Шульгой. У нас изначально был общий интерес к будущему производству. Я, помимо прочего, занимался изготовлением визиток, а Владислав — дизайном этикеток. Вместе мы и задумали создать собственную типографию. Сказано — сделано. На ранее заработанные деньги купили первый небольшой печатный станок — простенький Romayor-314, который печатал листы формата А3 в одну краску. С него и началась вся наша типография.
С этого Romayor-314 и началась история ПСП.
Время больших возможностей… И кризисов
— Дальше интересное время было…
— Я бы сказал, время больших возможностей. Мы на своих уже трех Romayor-314 смогли обеспечить этикеткой для рыбных консервов все потребности тогда еще сильного «Дальморепродукта». До нас никто вообще не печатал на этих машинах продукцию в цвете, ведь машина-то однокрасочная. Чтобы увидеть конечный результат, нужно было сначала напечатать этикетку в одну краску, потом напечатать поверх вторую, третью и только после четвертой печати был виден конечный цвет. Если в процессе печати какой-то краски на бумаге оказывалось чуть больше, чем было запланировано, то и конечное изображение могло, например, синить или краснить. Это был действительно сложный процесс, но знания и технический гений моего партнера помогали преодолевать все проблемы.
Потом случился кризис 1998 года… А мы как раз взяли первый долларовый кредит на покупку новой полиграфической машины. Трудное было время, но и оно было пережито. Далее процесс развития нашей типографии был такой же, как и у многих других предприятий: все, что зарабатывали, вкладывали в дело. И как результат сегодня типография ПСП — это один из флагманов полиграфии на Дальнем Востоке, отлично оснащенная, с отлаженной технологией и постоянными клиентами.
— Вы росли и менялись вместе со временем и новыми технологиями. Расскажите подробнее об «эволюции» отрасли и компании.
— Когда мы стартовали, одна эпоха в стране закончилась, другая только начиналась. И в дефиците было почти все, в том числе и полиграфическая продукция. Можно было смело наращивать мощности, потому что спрос намного превышал предложения! Чем мы и занимались. Зарабатывали, расширялись, росли.
В начале 2000-х появился спрос на наиболее качественную продукцию, на новые и интересные технологии. Мы старались, как говорится, быть в тренде. Купили новую японскую полиграфическую машину формата А1, японское оборудование для производства форм для печати, фальцевальное и листоподборочное оборудование.
В целом это дало нам возможность стать лидерами в производстве журналов. В это время большинство журналов Владивостока и Хабаровска печаталось в нашей типографии, особенным спросом в то время пользовались рекламные «глянцевые» именно местные журналы. Кроме них мы производили большое количество качественной полиграфической продукции — рекламные листовки и плакаты, различные брошюры и буклеты, а также календари, пакеты, папки, коробки и многое другое.
При этом уже никого не устраивал просто сам факт, что можно напечатать полноцветную продукцию, требования по точному воспроизведению цвета и отсутствию разнооттеночности стали нормой. Для этого нам пришлось запустить специальный процесс изготовления цветопробы, которую клиент проверял до начала печати. Кроме печати, появилось огромное количество профессиональных отделок: разные виды ламинирования, конгрев и тиснение фольгой, высечки и всевозможные виды скрепления — термоклей, скрепки, пружины и прочее. Одних только квартальных календарей мы производили более 30–40 тысяч ежегодно. Для офсетной полиграфии это был наиболее благоприятный период.
Потом наступила полоса кризисов — 2008, 2014 годы — и спрос на полиграфическую продукцию резко сократился, ведь реклама не самый насущный продукт в сложные периоды. Многие предприятия первым делом уменьшают расходы на рекламу. Это спорный по правильности, но реальный процесс. Кроме того, некоторые рекламодатели начали отдавать преимущество интернет-пространству, и тиражи сильно упали. Во многих случаях офсетная печать стала невыгодной. Из-за ее особенностей — необходимости изготовления печатных форм, траты времени на приладку и раскатку краски, а это примерно 30 минут и около 300 листов бумаги на брак, наиболее рентабельными для офсета являются тиражи от 1000 штук и более. Поэтому, например, тираж в 50 штук, который печатается меньше минуты (а обычная скорость печати 10–12 тыс. листов в час) и на приладку которого тратится 300 листов бумаги и 30 минут времени, является неэкономичным для офсетной печати.
При этом параллельно с офсетной полиграфией развивались и цифровые печатные машины. Сегодня качество печати у лидеров «цифры» не уступает офсетному, и тиражи до 200–300 штук выгоднее печатать на таком оборудовании. Правда, обычный формат цифровых машин это А3+, машины большего формата пока стоят очень дорого. Наша типография уже более пяти лет развивает это направление, и сейчас у нас установлены самые совершенные цифровые печатные машины. Мы считаем, что будущее полиграфии можно связывать именно с этим направлением.
Константин Лукьянов, Александра и Владислав Шульга в цехе цифровой печати.
«Нам всего 25»
— ПСП в 2020 году исполнилось 25 лет, компания — признанный и надежный представитель на рынке полиграфии. Если говорить о ПСП в цифрах, например, сколько человек работает в команде, то какие цифры вы бы еще назвали?
— По числу работников у нас сравнительно небольшое предприятие, в среднем в типографии работает около 50 человек. Но есть и другие, более впечатляющие цифры. Сегодня типография — это более 2,5 тыс. кв. метров площадей, более 200 механизмов и машин, самая большая из которых весит более 30 тонн. Ежегодно мы отпечатываем более 5 млн листов бумаги. Однако общие цифры никогда не отразят то количество труда и энергии, которое мы вкладываем в свою работу, чтобы всегда сделать ее максимально качественно и быстро, так, чтобы наши клиенты всегда были довольны сотрудничеством с ПСП.
— Один из важных показателей стабильности компании — это коллектив, команда. Среди сотрудников есть люди, которые вместе с вами все 25 лет. В чем секрет вашей кадровой политики?
— Конечно, многие сотрудники работают практически с основания типографии. При этом у нас почти нет работников, которые бы пришли в типографию готовыми специалистами. В основном все пришли совершеннейшими новичками и в процессе обучения и работы стали высококлассными специалистами. Например, наш всеми уважаемый заведующий производством Александр СИМАНЧУК. После окончания ДВПИ (у нас, кстати, много выпускников этого замечательного вуза, в том числе я
и Владислав Шульга, мой партнер) он некоторое время работал по специальности, а когда более 20 лет назад пришел к нам, начал работать печатником. Потом освоил практически все профессии в типографии и сейчас является заведующим производством и просто асом своего дела, хотя и не имеет специального образования. Так и на всех других ключевых должностях у нас работают люди с многолетним стажем в нашей компании.
— Вместе с вами и вашим партнером работают и ваши дети. Какие принципы в семейном бизнесе для вас самые главные?
— Что касается меня, то, как и все, я стараюсь передать своему сыну наиболее важные для себя принципы ведения бизнеса — ответственность, честность и справедливость, а также необходимость постоянного развития
и интерес к новому и еще недостигнутому.
— За 25 лет вы сформировали крепкий клиентский портфель. Можете назвать самых преданных и любимых заказчиков?
— Один из самых старых и лучших наших клиентов, с которым нас связывают уже столько вместе прожитых лет, — это, конечно, вы, «Дальневосточных капитал». Деловой журнал, с которым мы вместе начинали, росли и прошли через многие трудности и которому мы очень благодарны за доверие. Не могу не отметить и другие журналы, которые мы печатаем много лет, — это «Собрание эксклюзив», «Дорогое удовольствие», «Off», «Совет директоров», «Окна в АТР», «Автомир», а также хабаровский «Бутик». Очень приятно сотрудничать с такими крупными производителями, как сахалинский «Гидрострой», и приморскими «Восток Продукт» и «Фабрика мороженого». Также мы тесно работаем и со многими издательствами и рекламными агентствами, такими как «Издательство «Дальнаука» и «Приамурские ведомости», «Колизей», «Маджента», «Кредо» и другими.
«Книги — они надолго!»
— Несмотря на развитие цифровых технологий, бумажная книга не уходит с рынка. Как вы пришли к тому, чтобы открыть у себя книжную линию?
— Для меня лично, как и для многих людей, выросших еще при отсутствии современных гаджетов, книга всегда была любимым развлечением, и к ней у меня особое теплое отношение. И еще, в основном наша продукция в той или иной степени является рекламной и имеет небольшой срок службы, а книги — они надолго!
До появления новых технологий выпустить книгу было достаточно дорого и сложно. Поскольку книга печаталась офсетным способом, а потом следовали еще две сложных операции — шитье на нитку и твердый переплет, то и тираж следовало делать не менее 500–1000 экземпляров. А как много людей хотело получить небольшой тираж — 50–100 книг — для себя и для друзей!
Мы постарались решить и эту проблему внедрением новой технологии — склейкой корешка на полиуретановый клей. Теперь можно отпечатать книгу тиражом хоть в одну единицу цифровым способом и получить красивую и надежную книгу в твердом переплете. Или сделать тираж на любой, даже самый ограниченный бюджет. Этой возможностью в нашей типографии воспользовалось уже очень большое количество интересных и самобытных авторов со всего Дальнего Востока.
— Какое издание вам особенно памятно и дорого?
— Мы печатаем и малые, и большие тиражи, и в основном с уже готовых макетов. Но иногда нам удается поучаствовать в самом начале процесса зарождения книги. Так было с альбомом замечательного человека и легендарного фотографа Нины Аловерт.
Презентация фотоальбома Нины Аловерт состоялась в день 75-летия со дня рождения Сергея Довлатова.
К нам обратилось Генеральное консульство США во Владивостоке с идеей напечатать книгу фотовоспоминаний о Сергее Довлатове, которая появилась во время приезда Нины Николаевны во Владивосток с персональной выставкой фотографий. Конечно же мы обрадовались возможности поработать с таким знаменитым фотографом над книгой о знаменитом писателе. Хотя процесс был сложным — Нина Аловерт в это время находилась в Нью-Йорке, а вся наша команда во Владивостоке, —
создание книги доставило нам истинное наслаждение. Наверное, отчасти и потому, что сама идея очень интересная и фотографии исторические, раскрывающие почти десять лет жизни Довлатова в Америке, и атмосфера выпуска фотоальбома была творческой и созидательной. Фотографии того времени были в основном черно-белые, и большинство страниц мы отпечатали в одну краску, но поскольку эта краска была специально смешана для этого проекта, в итоге получилась уникальная КНИГА, качественная по исполнению, и она особенно дорога для всех нас.
«Будем думать, чем еще заинтересовать наших клиентов»
— Декабрь — сложное время для типографии — печатается корпоративная календарная продукция. В кризисные годы компании экономят на календарке, это такой показательный факт о финансовом положении бизнеса. И по количеству заказов вы это сразу чувствуете, быть может, даже точнее, чем «говорят» экономические показатели. В сравнении с прошлыми годами, как вы оцениваете ситуацию в этом году?
— Хоть я и достаточно позитивный человек, но боюсь, что по результатам 2020 год, кризис которого сильно усугубил коронавирус и все, что с ним связано, станет самым сложным для всего полиграфического бизнеса и для нашей типографии в частности. Конечно, печать календарей сейчас в самом разгаре, многие компании, невзирая на советы, откладывают все на декабрь. До конца года мы еще много сможем напечатать, однако общая тенденция снижения количества заказов достаточно серьезна. И, как обычно в такие моменты, будем думать, что делать дальше, чем еще заинтересовать наших любимых клиентов, как привлечь новых и как развиваться дальше. Мир постоянно меняется, полиграфический бизнес в том числе, поэтому будем стараться успевать за его изменениями и не упускать завоеванных позиций!
В кризисные годы компании экономят на календарке, это показательный факт о финансовом положении бизнеса.
— В юбилей компании принято поводить итоги. Чем вы особенно гордитесь и что в планах на будущее?
— У нас есть хороший повод для гордости — это сама наша типография в комплексе и те позиции, которые она занимает. Когда нужно что-то отпечатать очень качественно, или очень быстро, или очень много, то обычно выбирают нас. Кроме этого есть много уникальных технологий, которые мы освоили и много эксклюзивных продуктов, которые мы предлагаем. Но самое главное — это слова благодарности наших клиентов, особенно когда удается выполнить самый сложный, или необычный, или суперсрочный заказ. Такой, который по силам только нашей типографии. Будущее, оно очень простое — будем работать как можно лучше и дальше развиваться.
«По настроению души…»
— У бизнесменов рано или поздно начинается эмоциональное выгорание? Как вам удалось избежать этого?
— Рецепт от каждодневной рутины простой: это — творчество и поиск решений в наиболее трудных ситуациях. Это дает массу положительных эмоций и отвлекает от постоянной массы текущих дел. Ну и, конечно, разумное сочетание работы и отдыха.
— И как вы предпочитаете отдыхать?
— Как бывший спортсмен, а я много лет занимался легкой атлетикой, люблю двигаться — бег, ходьба, лыжи, просто прогулки. Поскольку на работе больше приходится работать головой, то дома, наоборот, очень люблю все делать своими руками. Огромное удовольствие доставляет работа с деревом и разными поделками. И самые большие положительные эмоции получаю от путешествий.
— Только из напечатанных вами книг можно составить приличную библиотеку! А что предпочитаете читать? Есть у вас любимая книга и авторы?
— В чтении у меня очень разносторонние интересы, и обычно я читаю две-три книги одновременно: что-то для развития, что-то интересное и что-то просто отвлечься. Например, книгу о буддизме, фантастику и какой-нибудь детектив. Все по настроению души и состоянию мозга. Еще очень выручают аудиокниги, для которых находится гораздо больше времени — во время ходьбы, в машине, им можно посвятить любое время ожидания. Правда, в этом случае важна не только интересная книга, но и исполнитель, созвучный собственному ощущению. Любимую книгу не могу выделить, но из авторов все-таки ближе фантасты — Сергей Лукьяненко, Стругацкие, Саймак.
— Есть у вас какое-то свое определение, любимое выражение, цитата, которые созвучны вашей философии жизни?
— Процитирую любимых Аркадия и Бориса Стругацких: «Счастье — это когда ты хочешь то, что можешь, и можешь то, что хочешь».
— Сергей Евгеньевич, мне тоже нравится эта цитата. Счастье — это гармония желаний и возможностей. Несмотря на то что типографии ПСП «всего 25», мы поздравляем вас с четвертьвековой датой. От имени моих коллег — журналистов «Дальневосточного капитала» — позвольте пожелать коллективу ПСП и дальше раздвигать границы возможностей вашего бизнеса. Вы очень тепло отозвались в интервью о партнерстве с нашим изданием. Мы, в свою очередь, тоже считаем большим везением то, что со своим первым номером пришли к вам и остались на десятилетия. С наступающим Новым годом! Удачи! √
Марина БОЖКО