Интересы

Музей без посетителей. Но ненадолго

Пандемия закрыла двери театров, концертных залов и галерей, разделив служителей
и ценителей искусств барьером тревог и неопределенностей. Они существуют до сих пор, где-то чуть послабее или в полной мере, но деятели искусств в это непростое время смогли выстроить новую дорогу навстречу зрителю.

О том, какие пути общения со своим зрителем нашли работники Приморской государственной картинной галереи, что пришлось увести в онлайн-формат, какие выставки отложить до лучших времен, «Дальневосточному капиталу» рассказала Алена ДАЦЕНКО, директор Приморской государственной картинной галереи.

— Алена Алексеевна, каким стал уходящий год для галереи и для вас как ее директора?

— Этот год дался нам всем нелегко. Для учреждений культуры это было особенно болезненно, так как одна из наших главных миссий — работа для посетителя. Музей — такое пространство, куда человек приходит для общения с искусством, где он испытывает личные переживания, приобщаясь к подлинным произведениям.
И, конечно, закрыться вообще для нас было немыслимо.

Музей без посетителей… Очень странная ситуация. Мы напряженно наблюдали за тем, как закрылись наши коллеги — ведущие музеи Москвы и Санкт-Петербурга. А потом и по всей стране музеи прекратили свою работу, мы — с 29 марта. Работу для посетителей, потому что внутри конечно же она продолжалась. Не скрою, вначале был этап растерянности, потому что мы не знали, насколько долго все это продлится и что делать с запланированными проектами. Ведь у нас были планы, которые вынашивались не один год — с зарубежными партнерами и с ведущими федеральными музеями.

Сначала нам казалось, что все это не так серьезно, и введенные ограничения вот-вот будут отменены, невозможно было представить масштабы происходящего. Но в пустующих залах второй месяц стояли в ожидании открытия смонтированные выставки «Великая Победа» в Парадном зале галереи, персональная выставка нашего замечательного художника Виталия МЕДВЕДЕВА в залах на Партизанском проспекте.

Сначала перенесли на осень, а потом и вовсе на 2021 год выставку венецианской живописи, которую мы готовили два года. Мы ожидали четыре произведения XVIII века из коллекции «Интеза Санпаоло банка», это наш давний партнер, который уже помогал привозить полотна итальянских мастеров во Владивосток. Итальянские коллеги верили до последнего, что мы ее все-таки откроем в сентябре, но закрытые границы не позволили этого сделать. Отложили пока и выставку из Японии, надеюсь, что мы все-таки представим в 2021 году потрясающие гравюры укиё-э «Жизнь кошек».

Конечно, у нас появилось время, чтобы заниматься каталогизацией коллекции, реставрацией, научной работой. Это невидимые для людей, но очень важные аспекты детальности музея. Но пришло понимание того, что мы не можем просто закрыться и забыть о посетителях на неопределенное время. Здесь нам очень помог опыт коллег крупных федеральных музеев, которые значительно раньше приступили к работе, как теперь говорят, в онлайн. Мы начали снимать фильмы по коллекции, проводить онлайн-экскурсии, чтобы оставаться на связи со зрителем, впервые провели онлайн-открытие нескольких выставок, мастер-классы, конкурсы.

— То есть некая пауза в работе со зрителями помогла музею выйти на иной уровень развития?

— Вынужденная ситуация самоизоляции музея дала импульс к движению в новом для нас направлении. Мы сделали интересные передачи о коллекциях, о наших произведениях, провели в 2020 году Ночь музеев онлайн, участвовали в конференциях и семинарах, продолжили наш проект «Наследие» (это видеофильмы о приморских мастерах). В пустых залах ждала посетителей выставка Великая Победа, и мы начали работу в ее пространстве: записали виртуальную экскурсию, провели встречи с художниками.

В эти месяцы самоизоляции старались работать на разные аудитории, в том числе на детей, которые тоже были оторваны от своих коллективов и нуждались в интересном общении.

— Насколько востребованной оказалась онлайн-деятельность музея?

— Как показал опыт, прямые трансляции были очень востребованы, потому что многие в это время сидели дома, были не заняты, имели возможность неспешно посмотреть то, на что обычно не хватает времени. Популярностью пользовались викторины и другие активности, которые коллеги придумали делать онлайн. У нас есть аккаунты в сетях Одноклассники, Вконтаке, Инстаграм, Фейсбук, и в это время число подписчиков на них существенно выросло. Мы старались предложить различные форматы, подчас коротенькие, но очень живые точечные вещи: впечатления с выставок, небольшие зарисовки о работах художников, встречи с авторами у полотна. Похоже, эти маленькие сюжеты были интересны виртуальным посетителем музея. Пригласили нашего посетителя в виртуальную прогулку по тем помещениям галереи, которые им недоступны, реставрационные мастерские, фондохранилища. Правда, чтобы все это заработало, пришлось докупить кое-какое оборудование — из своих сэкономленных средств, потому что мы автономное учреждение, и если у нас нет посетителей, нет дохода, нет внебюджетных средств, то нам становится очень сложно.

— Но какая-то минимальная финансовая поддержка государства все-таки есть?

— Охрана здания, зарплата сотрудников, налоги и коммунальные услуги — эти вещи обеспечиваются из бюджета. Также были выделены субсидии на иные цели: на проектирование и установку автоматических систем пожаротушения, на техническое оснащение безопасности здания, доступную среду, выставочные проекты. Благодаря этому внутримузейная работа в галерее не прекращается ни на день.

— Можете оценить уровень финансовых потерь, связанных с пандемией?

— Если на сентябрь прошлого года «внебюджет» составлял 17 млн руб., то в этом году — 4 млн. Это то, что мы зарабатываем на билетах, различными мероприятиями, сюда же входят продажи нашей сувенирной продукции. До пандемии у нас было немало посетителей — много иностранных туристов из Кореи, Китая, Японии, не меньше российских любителей искусства. В общем-то, все было благополучно, наши проекты способствовали росту интереса к галерее. Теперь многое придется восстанавливать.

— Вы стали активно работать с представителями рынка гостеприимства, кафе и ресторанами. Расскажите об этом подробнее…

— Музею, как мне кажется, особенно нужны грамотно продуманные стратегические партнерства с брендами. Преимущества такого партнерства не ограничиваются финансовой поддержкой, ведь оно дает музею выход в новую аудиторию, возможность реализации более интерактивных современных проектов. Таким выходом за пределы своих стен стала коллаборация с рестораном «Зума», где нам удалось совместить искусство живописи и искусство высокой кухни. Мероприятие было приурочено к фестивалю «Держи краба», который придуман в Приморье, и от нас, несмотря на пандемию, прошел во многих городах страны. И везде его визитной карточкой выступала наша работа «Камчатский краб» Кирилла Ивановича ШЕБЕКО. Получилось довольно интересно.

Замечательный опыт сотрудничества и с компанией «Кафема». В октябре в Приморской картинной галерее открылась выставка миниатюр Бабур-наме из собраний Музея Востока. Это уникальные работы, посвященные одному из интереснейших людей своего времени Бабуру — основателю династии Великих Моголов. Миниатюры написаны в XVI веке на тончайшей основе натуральными красками. Они экспонируются не более 3–4 месяцев в году, после этого закрываются в фонды в специальном затемненном помещении, поскольку очень чувствительны
к свету. И вот эти редчайшие, хрупкие и очень интересные миниатюры оказались у нас во Владивостоке.

Вдохновившись выставкой, наша замечательная «Кафема», которая известна на Дальнем Востоке своими фестивалями кофе и мероприятиями, посвященными культуре кофе, сделала специальное меню «Бабур-наме». Это четыре новых оригинальных кофейных напитка, которые сегодня можно отведать у них в кафе на ул. Батарейной до 14 февраля 2021 года, пока в залах галереи будет проходить выставка. Презентация этого меню прошла у нас в картинной галерее и вызвала такой большой интерес. Все, кто пришел на презентацию, конечно же посетили выставку, а потом и продегустировали кофе с новыми ароматами. Это нас вдохновило. Продумываем новые возможности соединения изобразительного искусства и искусства кофе.

Мы завершаем год еще одним замечательным проектом — 25 декабря открываем выставку «Зинаида Серебрякова. Из собрания Государственного Русского музея». Всего будет представлено 43 работы этой замечательной художницы, 42 — из Русского музея и одна из нашей коллекции.

— Значит, пандемия не нарушила традиционного сотрудничества галереи с федеральными музеями?

— Дни Эрмитажа во Владивостоке прошли уже пятый раз. Хотя выставка «Роман с камнем Екатерины Великой. Глиптика из собрания Эрмитажа» поначалу была под вопросом. И мы рады, что коллеги к нам сумели приехать, смонтировать выставку, издать каталог. В программу Дней Эрмитажа входил также профессиональный блок общения, где мы как раз и говорили о том, как выживать музеям в пандемию. К нам приехали коллеги из Якутии, Улан-Удэ, Хабаровска, Южно-Сахалинска и других городов ДФО. Так что, с одной стороны, мы вроде бы смирились, что пандемия вносит свои коррективы, все пошло не так, как мы планировали, но с другой — важно, что посетители к нам вернулись, творческая работа сотрудников галереи продолжается. Нам удалось не потерять внутреннюю силу коллектива, сохранить положительный настрой. И сегодня, имея за плечами этот непростой опыт, получая поддержку от наших посетителей, мы понимаем, как нам действовать дальше. √

Ирина БАРАННИК

Похожие новости

Copyright © 2020 ZoxPress Theme. Theme by MVP Themes, powered by WordPress.

Exit mobile version